Работа: театр одного актера или проза жизни?

В нашей жизни мы все играем роли – матери или отца, жены или мужа, серьезного бизнесмена или парня-альтернативщика. И это не значит, что за ними мы скрываем свою личность, это значит, что в определенный период жизни мы выбираем, кем нам быть.

Работа: театр одного актера или проза жизни?

В нашей жизни мы все играем роли – матери или отца, жены или мужа, серьезного бизнесмена или парня-альтернативщика. И это не значит, что за ними мы скрываем свою личность, это значит, что в определенный период жизни мы выбираем, кем нам быть. 
Не стала исключением работа. Треть своего времени мы проводим в коллективе людей, которые были выбраны по своим профессиональным качествам, опыту и образованию. Но только в процессе деятельности и взаимодействия вдруг выясняется, что Леночка, сидящая рядом, не такой уж нежный цветок, коим хочет казаться, а вполне себе акула, идущая напролом.
Так что это за роли, которые играют каждый день сотрудники и коллеги по работе? 

Садитесь поудобнее, и мы расскажем о них подробно, с инструкциями и лайфхаками.

♦ Критик.

Критик не настроен против коллектива, он желает предусмотреть все риски. Его фокус внимания настроен на слабые места, поэтому он и находит их даже там, где их находить не нужно, по крайней мере сейчас.

Как узнать критика.

Критик переключается вслух в рамку проблемы на различных совещаниях: “Мы это не успеем”, “Это опасно”, “Это мы пробовали”, Это не получится” и пр. Критик всегда акцентирует негативные последствия решений, которые, по его мнению могут произойти, “если вы меня послушаете”.

Как взаимодействовать с критиком.

Скажите Критику, что его критика полезна, но только в нужный момент времени: например, когда коллектив рассматривает решения, критика неуместна. Можно также обозначить роль Критика для конкретного человека в коллективе: “Так, коллеги, давайте теперь послушаем критические замечания Василия Петровича о проекте”. Когда люди понимают, что это его привычная роль и стратегия, он не вносит идею неэффективности или неуместности в решения руководителя. Если не остановить Критика вовремя, он может других людей переключать в рамку проблемы, и тогда вопль “Мы все потонем!”, вы услышите вскоре не только от него одного.

♦ Помощник.

Очень двойственная роль: с одной стороны, Помощник как будто помогает руководителю. Но, с другой стороны, перетягивая на себя внимание, Помощник берет на себя роль эксперта, который помогает людям и руководителю в том числе. При этом у Помощника нет карьерных планов и намерения занять кресло руководителя. 

Как узнать помощника.

Помощник всегда имеет свое мнение, которое он высказывает везде и всегда: например, в ситуации, когда на совещании сотрудник делает отчет о проведенных мероприятиях, Помощник может перебить его: “А еще вы забыли упомянуть вот это” или “Нужно еще обратить внимание на это”. Возможно, сотрудник собирался осветить все аспекты отчета, но его перебил Помощник. Вследствие этого, у остальных может сложиться мнение, что лишь Помощник вносит здравые мысли.

Как взаимодействовать с помощником.

Дисциплина здесь будет более всего уместна: “Дайте договорить человеку”, “Давайте слушать одного”. Если этого не сделать, то остальные сотрудники начинают любить этого человека и подогревать его: “Да-да, как здорово вы это подметили!” Руководитель может прийти к ложному убеждению о том, что, хваля Помощника, он дает стимул к активности для других. Однако, обычно активности не происходит. Поэтому Помощнику надо не давать расходиться: “Давайте я договорю, вы потом дополните, и мы не будем перебивать  друг друга”. 

♦ Серый кардинал.

Серый кардинал – человек, стремящийся к лидерским позициям. Он часто берет на себя ответственность за то, чтобы поуправлять хоть кем-то. Важно не спутать его действия с Помощником, так как Серый кардинал будет помогать именно в управлении, все остальное ему неинтересно. 

Как узнать Серого кардинала.

Серый кардинал начинает разделять с руководителем идею управления: “ Коллеги, давайте не шуметь – у нас все-таки сейчас собрание”, “Хотелось бы услышать всех заинтересованных в проекте” и пр. Все это должен сказать руководитель, если посчитает нужным, конечно.

Как взаимодействовать с Серым кардиналом.

Задача руководителя – завербовать Серого кардинала. При этом нужно давать ему возможность реализовать свои лидерские качества, не называя официально его помощником руководителя и не давая ему должность: “Пойди проверь, как они выполнили задачу”, “Есть важное дело, с которым ты справишься”, “Как ты думаешь, это решение было правильным?” Серому кардиналу будет приятно, если интересоваться его мнением. Такой человек не знает глобальных планов руководства и часто принимает решения, исходя из своего видения ситуации. С ним не нужно ссориться, потому что одна неправильная фраза неформального лидера может испортить позиции руководителя. Нужно всячески использовать его потребность в управлении, подкидывая ему идеи, выгодные руководству.   

Все эти люди – интересные личности, и мы не исходим из принципа, что их нужно наказывать. Нужно только уметь ими управлять, понимать причины, которые движут этими людьми, считывать по различным признакам, чего именно они добиваются. Обо всем этом и многом другом, не менее интересном, мы расскажем 23 и 24 октября на тренинге “Дисциплина и управление предприятием. Способы эффективного руководства”, который ведут Михаил Пелехатый и Михаил Антончик. 

Подробности тут: https://institutnlp.ru/trainings/business/distsiplina-i-upravlenie-na-proizvodstve-sposoby-effektivnogo-rukovodstva/