Архитектура правды

Мы живем в мире, полным мифов, сценарии которых создаем сами – осознанно или бессознательно. С самого детства, слушая сказку на ночь или колыбельную мамы, мы уже находимся в придуманном мире. С возрастом сказки и мифы взрослеют вместе с нами и теперь мы смотрим новости, читаем блоги и выбираем, кого нам слушать, о чем думать, как относиться к истории, событиям в мире или политике.

Архитектура правды и создание новой реальности

Мы живем в мире, полным мифов, сценарии которых создаем сами – осознанно или бессознательно. С самого детства, слушая сказку на ночь или колыбельную мамы, мы уже находимся в придуманном мире. С возрастом сказки и мифы взрослеют вместе с нами и теперь мы смотрим новости, читаем блоги и выбираем, кого нам слушать, о чем думать, как относиться к истории, событиям в мире или политике.

Но, по сути, ничего не изменилось. Мы также живем в мифе, только теперь мифы для нас создают другие люди, используя СМИ и направляя фокусы нашего внимания в нужное им русло.

Многие не замечают этой искусственной реальности (или предпочитают не замечать), проживая жизнь как марионетка, которую дергает за ниточки умелый кукловод. Иногда так проще.

Но бывают моменты, когда происходит сбой в создании мифов нашей жизни, и все летит в тартарары – туда, где наша искусственная реальность и «как будто» наше личное мнение вступают в конфликт с действительностью. Сразу же возникают распри, борьба за власть, появляются возражения и разногласия, которые разделяют людей на враждующие лагеря, что, в результате, может привести даже к войне.

Вы скажете: «А так ли реальны мифы в нашей жизни?»

Ведь нам не особо интересны биографии, к примеру, Будды или Ильи Муромца, Одиссея или Ричарда Львиное Сердце, нам достаточно того, что мы знаем их как героев, прошедших свой путь и ставших для нас легендарными.

Совсем по-иному смотрят на мифологические персонажи политики, рекламщики, журналисты и идеологи всех мастей: сознательно заимствуя из мифов необходимые мотивы, они создают из них нужную реальность, изобретая новые мифы, с помощью которых и управляют миром.

Для нас абсолютно привычен тот факт, что мифы и истории хранят в аллегорической форме принципы морали и нравственности, мудрость и опыт предшествующих поколений, смысл которых всегда скрыт от нас под маской недосказанности, метафоры, символа. Именно этот аспект используют современные мифологи, создавая с помощью архаических образов и легендарных сюжетов свой миф, нацеленный на что угодно. Такие новые мифы способны управлять массовым сознанием скрыто и незаметно для нас самих: например, изменять убеждения, навязывать стереотипность мышления, манипулировать выбором и даже выводить на протесты против власти. Элиты повелевают миром через мифы, и наша задача научиться отличать правду от сказки, получить право самим распоряжаться своей собственной реальностью.

Как нами управляют и какие мифы при этом используют

Мифы о мифах

В древние времена миф служил для объяснения всего того неведомого и непонятного, что окружало человека: зарождения жизни, происхождения мира, природы вещей, событий или явлений. В поэтической иносказательного манере древние мифологи находили толкование этим аспектам, создавая обоснование им в мировосприятии людей.

Мифы становились основополагающей концепцией для различных идеологических систем – религии, культуры, политики, морали, искусства, творчества.

В наше время мифы также используются для управления массовым сознанием. Мифодизайн способен очистить старые мифы, оставив лишь основную идею, которая и будет служить решениям новых задач общества.

Может измениться сюжет, возможно, его первооснова, но повествовательная идея остается неизменной – передать информацию и зашифрованный в ней смысл в интересной и привлекательной для человека форме.

Свои мифы есть у крупных компаний, известных людей, даже стран и народов. Однако, важно отличать умелые манипуляции сознанием общества от мифов страны или народа, а также различать близкие мифу понятия бренда и имиджа:

→ Бренд отражает представление о людях данного народа в массовом сознании.

→ Имидж – комплекс понятий и принципов о том, как должен вести себя человек (компания, страна, народ и т.д.) в соответствии со своим положением, статусом и авторитетом.

Бренд и имидж в своем роде дитя мифов – они базируются на стереотипах и мировоззрении людей, как внутри одной отдельно взятой страны, так и за ее пределами.

Почему так удобен стереотипное мышление?

Использование стереотипов значительно экономит силы мыслительного процесса, позволяет быстро реагировать на быстро меняющуюся действительность, позволяя таким образом ускорить процесс познания мира. Однако при этом бывает сложно отделить реальность, созданную СМИ и преподносимую как единственно верное отражение действительности. Подчас картинок новой реальности настолько много, что ориентироваться в них можно лишь создавая основные направления управления жизнью людей, своеобразную систему координат для понимания. Именно поэтому сложные законы объективной реальности не так нужны людям, как эта система знаков и понятий, которая проста и понятна каждому человеку. Архитектура правды становится такой системой, где каждый член общества абсолютно в теме – в системе правил поведения и реагирования на определенные внешние стимулы.

Впервые термин «мифодизайн», или «архитектура правды», появился в России в 1992 году и рассматривался сначала только как особый метод создания мифов для коммерческой рекламы – стереотипов, убеждений, концепций поведения и успеха человека в социуме. В то же время, современные мифы, так же как и древние, создают систему координат для понимания окружающего мира, структурируют действительность вокруг человека. Хорошо сконструированный миф приобретает значение общественной истины и во многом определяет национальную безопасность и психологическое здоровье нации.

Например, государства, использующие архитектуру правды для решения идеологических вопросов, основывают свое лидерство не на насилии или угрозах, а вовлекают людей в миф, где все делают одно дело для общего блага. Этот миф не принуждает, но при этом мягкими или иногда даже жесткими методами стимулируют людей стать его частью.

К сожалению, как ни кажется прогрессивным общество, большинство общественно-политических и идеологических структур не представляют ценности методов архитектуры правды как тактики воздействия на массы и способа создания новых мифов, призванных решать актуальные задачи общества. Мы полны противоречивых стереотипов, связанных и с мифодизайном, и с мифами в частности. Вот некоторые из них:

√ Миф для многих почти 100% ложь, обман, неправда, которую обязательно нужно вывести на чистую воду, предъявив неоспоримые доказательства и аргументы.

√ Миф – это «бабкины» сказки, суеверия и нелепые выдумки, неактуальные на данный период времени или исторического развития.

√ Мифы не подходят как основа идеологии или политики. Они устарели, поэтому нет смысла вытаскивать их из небытия и тем более – создавать новые мифы.

Мифы в современном мире уже более реальнее и мощнее, чем мы можем себе представить: для создания рекламной кампании уже недостаточно хорошего товара или услуг, нужна своя история, миф, в который каждый человек может встроить себя. Глобальные бренды, создавая свои мифы, уже давно преодолели барьер общечеловеческих ценностей и эмоций – они создали свой миф, который создает нашу новую реальность. Большинство таких мифов настолько вживлены в наше сознание, что разбор их составляющих может даже восприниматься как заговор против общества.

Мифы безраздельно властвуют в медиа- и интернет-пространстве, втягивая массы в обсуждение с заранее заданными целями и параметрами результатов, формируя таким образом нужный «правильный» путь для людей в идеальной реальности. Создавая идеологический миф, мифодизайнеры не ограничиваются одним мифом: они создают многомерный мифологический мир, где каждый миф поддерживает следующий – политика и ее лидеры, история и ее трактовки, разведка и шпионы, гуманизм и справедливость, теории, доктрины и «особый» путь развития. Перечислять мифы можно бесконечно, однако наиглавнейшим является понимание того, что система мифов в государстве – это важная часть политической структуры и безопасности.

Сегодня владение инструментами архитектуры правды позволяет вести идеологические сражения без летального исхода, преумножая власть государства в массах и увеличивая национальную безопасность. Ослабить влияние соперника, получить контроль и лидерские позиции на международной политической арене с помощью не только наращивания вооружений, но и при помощи социо-культурных связей, событий, влияния – основная задача идеолога-архитектора правды.

Создавая мифы, идеолог сознательно наполняет содержанием пробелы в массовом бессознательном, материализуя то, что раньше казалось неисполнимым. В итоге, массы вовлекаются в эту деятельность, вкладывая в нее новые смыслы, реализуя цели и мечты. Эта особенность массового сознания издавна используется властью в качестве методов воздействия и подчинения.

Несмотря на годы и прошедшие века, архитектура правды глобально не изменилась: это, как и прежде, послание или текст, написанный или запечатленный в памяти, который определяет общие ориентиры понимания реальности. Сегодня архитектура правды в любой системе, будь то интернет или СМИ, обладает 3 основными отличительными особенностями:

♦ Взаимодействием систем – создавая медиапространство в соцсетях, архитектура правды вовлекает в интерактивную деятельность множество людей, которые общаются, представляют себя, обмениваются информацией, развивают бизнес и пр.

♦ Производительность – архитектура правды предлагает массам участвовать в общем творческом продвижении мифа: дополняя миф своими элементами, люди создают разноплановость мифа, тем самым повышая его эффективность.

♦ ⟨Созидательность и уничтожение – архитектура правды работает в обе стороны: не только создавая новые мифы, но и разрушая старые, зачастую именно с помощью новых мифов. 

 

Как стать архитектором правды

В мире, где потребность в информации удовлетворена более чем полностью, архитектура правды работает как управление потребностями общества в различных сферах жизни. Интенсивность информационных потоков настолько высока, что справиться с ней возможно с помощью метафор, аллегорий, сравнений. Эти приемы идеологических мифов делают сложное простым, более понятным и близким.

Каждый архитектор правды на начальном этапе сталкивается с трансформацией собственной личности – преображением бытового сознания в мышление профессионального идеолога и создателя мифов. Этот переход никогда не дается без потерь, когда кажется, что все моральные принципы утеряны безвозвратно.

Именно в этот момент обычно приходит осознание основных принципов архитектуры правды:

1. Люди живут не в природе, они живут в истории.

Это цитата из романа «Доктор Живаго» Бориса Пастернака как нельзя лучше иллюстрирует тот факт, что наша жизнь – это описание, но не сама жизнь. Если подумать, то наша жизнь это не только объективные факты, но и их пересказ, история о событиях – самого человека, страны, любви, семьи, мира. Сознание искажает действительность, пропуская ее сквозь фильтры собственного познания и жизненного опыта – это необходимо, чтобы хоть как-то преобразовывать и сопоставлять свои реальности между собой. Для каждого человека эти критерии, представления о мироустройстве и история происходящего свои и могут отличаться диаметрально от человека к человеку.

Архитектор правды, понимая это, создает такие истории, которым доверяют люди с различным типом восприятия, считающие их при этом реальностью. История должна увлечь, впечатлить, заставить задуматься, одним словом, стать влияющей. Мы все считаем себя частью всемирной истории, хотя историческую правду уже и не отыскать. Современные идеологические мифы – это борьба за то, чтобы называть вещи своими именами. Но подчас это уже невозможно. Тогда на смену старым историям приходит новая версия истории, которую мы называем по-новому.

2. Любая история – это сознательно искаженная информационная реальность.

Любая история – это не только факты, но и искажения этих фактов, что и составляет сущность истории. Задача архитектора правды в этом случае так перестроить медиапространство, чтобы новая история или миф органично вписались в рамки мировосприятия целевой аудитории мифа. При этом для создания мифа необходимо последовательно связать между собой несколько аспектов, а именно:

√ напомнить аудитории ценности и устойчивые ассоциации «старых» мифов, и естественным образом вплести туда свой миф

√ связать этот новый миф с жизнью и представлениями людей

√ синхронизировать новый миф, связав его с мечтами людей о «светлом будущем», реализацией их целей и планов

Архитектор правды должен всегда предлагать новый миф таким образом, чтобы люди чувствовали себя его соавторами, однако при этом он должен всегда держать руку на пульсе, следя за тем, чтобы народное творчество не испортило миф до состояния, когда этот миф перестает выполнять свою главную функцию – ту, которую поставил перед архитектором правды заказчик мифа.

3. Информационная действительность – это смесь доказуемых фактов и аксиом, не требующих доказательств, а также симукляров традиций, культуры, ценностей, политики и представлений людей.

Основной парадокс информационной реальности заключается в том, что, если, например, просмотреть новости на разных каналах на одну и ту же тему, эти новости все будут разными. Да, в них будет основное ядро события, но подано это событие будет всегда в соответствии с политикой канала, а также с представлениями, культурными традициями большинства зрителей. Культурная традиция – это не только то, как выглядит диктор, но и что и как он говорит, это исторически сложившееся восприятие действительности. Для обычного человека это и есть сама действительность.

Вот тут и появляется понятие симукляра – копии, не имеющей оригинала в реальности. Одна из главных задач мифа в информационном поле симулировать идеальные представления, в соответствии с заданием заказчика, будь то культура, политика или продажа алмазов. Для архитектора правды важно помнить о том, что он создает действительность, а не констатирует факты. Создавая реальность с помощью симукляров, архитектор правды стирает границы действительности, подменяя реальные вещи их копиями. Оказавшись в такой созданной копии реальности, люди перестают воспринимать объективную действительность, принимая копию или миф за оригинал. Процесс создания симукляра можно описать так: человеку кажется, что он живет, но на самом деле он наблюдает за тем, как живут другие, которые также имитируют жизнь. Это можно наблюдать часто в соцсетях, где люди живут образами и мифами, созданными СМИ, рекламой и пропагандой.

Кстати, о пропаганде и политических мифах: чаще всего политические элиты являются заказчиками новых мифов. Политики постоянно находятся в двойственном положении: они должны прислушиваться к тому, что желает народ, и в то же время решать задачи государства, иногда непопулярными методами. Именно поэтому политический миф должен быть способен управлять массовым сознанием. Сама политика – это уже особый мифологический мир, где создаются, вступают в противоборство, погибают и снова появляются различные мифы. Политические мифы способны разжечь ненависть, или, наоборот, повысить уровень патриотизма, обосновать «временные трудности» и «тяжелые испытания», отвлечь внимание от насущных проблем и неправомерных действий политиков – все зависит от конкретного заказа.

4. Гиперреальность и ее цель – сохранить или разрушить реальность.

Информационная действительность перерабатывает старые мифы, создавая на их основе новые. Но старые мифы также присутствуют в архитектуре правды, никуда не пропадая и, при необходимости, извлекаются из недр массового сознания, сочетаясь с неомифами. Этот процесс получил название ремифологизации, когда старые мифы, лишенные сакральности, становятся основой для определения картины мира, управления массовым поведением, национальным сознанием, языком культуры, веры, политической среды и идеологии.

Например, когда с помощью духовности и морали государству нужно повысить степень гражданского самосознания, в ход идут так называемые «духовные скрепы». Или же, сменив вектор общественного сознания с социалистического развития на капиталистический, стране необходимо сделать эволюционный рывок в глобальном масштабе. Если стране удается сочетать эти два уровня развития, как это сделал в 60-х годах ХХ века Сингапур, то получится настоящее «сингапурское экономическое чудо», в котором мифодизайн сыграл не последнюю роль в экономическом, национальном и культурном развитии страны.

Или же, наоборот, распад СССР – это, прежде всего, крушение мифов о «светлом будущем», «развитом социализме» с заменой их на «демократию», «свободный рынок», «церковность» как синоним духовности. Однако с новыми мифами пришли и новые мифологические герои – «новые русские» в малиновых пиджаках, золотых цепях и на черных бронированных машинах. Экономического чуда не случилось, к сожалению.

5. Создание информационной реальности имеет связанную ассоциативную структуру.

Как и воспоминания, мифы в массовом сознании, как в одном большом мозге, находятся в спящем состоянии, в ожидании того момента, когда они понадобятся. В момент, когда такая необходимость возникает, миф «разархивируется» в самом общем виде, без подробностей и деталей, как некая мифологема, абсолютное знание, используемое как обозначение универсальных мифологических сюжетов, имеющих широкое распространение в культурах народов мира. Далее, по велению архитектора правды, любая из мифологем может быть активирована, что в свою очередь запускает процесс построения ассоциативной цепи, включая ассоциации, мифологические архетипы, смыслы, иногда находящиеся довольно далеко от исходного контекста. Этот ассоциативный путь управления массовым сознанием и составляет задачу архитектора правды.

Заданность тоталитарных классических культурных традиций, в которых человек зависим от стереотипов и ценностей, вышла на новый виток развития в условиях культуры постмодернизма, завладевшей умами и сознанием масс начиная с 2 половины ХХ века. Толерантность к любым точкам зрения, цинизм, ироничность, восприятие мира как всеобщего хаоса, эпатажность и при этом откровенный плагиат – эти постулаты постмодернизма были успешно использованы опытными архитектора правды для создания новой медиареальности, которая в итоге заменила массам реальность. Этот процесс прекрасно описан в романе Виктора Пелевина «Generation «П», где миф, созданный главным героем романа, во всех его формах и трансформациях, от классической мифологии до современной социальной и политической мифологии, доходит до своей наивысшей точки – обретает реальность.