Фокусы языка. Том 2. Глава 3: Навыки «Ловкости языка»

Так же, как фокусник, использующий ловкость рук, применяет ключевые навыки, эффективное использование “Ловкости языка” требует мастерства. Шаблоны “Ловкости языка” можно сравнить с определенными карточными фокусами. Выполнение карточного фокуса требует ручной ловкости, а также умелого взаимодействия с аудиторией. Точно так же “Ловкость языка” требует вербальной ловкости, соединенной с другими интерактивными и личными способностями. Эта глава рассмотрит несколько важных навыков, которые поддерживают принципы, изложенные в предыдущей главе, и которые необходимы для эффективного и экологичного применения шаблонов “Ловкости языка”.

Глава 3: Навыки «Ловкости языка»

Так же, как фокусник, использующий ловкость рук, применяет ключевые навыки, эффективное использование “Ловкости языка” требует мастерства. Шаблоны “Ловкости языка” можно сравнить с определенными карточными фокусами. Выполнение карточного фокуса требует ручной ловкости, а также умелого взаимодействия с аудиторией. Точно так же “Ловкость языка” требует вербальной ловкости, соединенной с другими интерактивными и личными способностями. Эта глава рассмотрит несколько важных навыков, которые поддерживают принципы, изложенные в предыдущей главе, и которые необходимы для эффективного и экологичного применения шаблонов “Ловкости языка”.

Убеждение

Как я уже указывал ранее, “Ловкость языка” предназначена для использования как форма убеждения. Термин “убеждение” происходит от латинского persuadere, который происходит от per (означающего “полностью”) и suadere (означающего “советовать или убеждать”). Таким образом, “убеждение” буквально означает “полностью советовать”. Современное употребление этого слова означает “подвигать с помощью аргументации, убеждения или наставления к вере, позиции или курсу действий”. Убеждение, по сути, — это попытка использовать язык (и невербальную коммуникацию) для влияния на мысли и действия других, апеллируя к их ценностям, убеждениям и мотивам.

Эффективное убеждение является результатом сочетания навыков, требующих:

1. Интеллектуального и эмоционального интеллекта
2. Личных и реляционных навыков
3. Вербальной и невербальной коммуникации

В этой главе я рассмотрю несколько из этих навыков и их связь с применением “Ловкости языка”.

Состояния CRASH против COACH

Внутреннее состояние является ключевой частью «Мета-структуры» убеждений и оказывает одно из самых важных влияний на то, как мы формируем и выражаем убеждения. Ограничивающие убеждения неизбежно вызывают сложные чувства, которые могут погружать нас в неэффективные стратегии выживания, такие как атака, бегство или неподвижность («сражайся, беги, замри»). Когда это происходит, мы склонны погружаться в застрявшее внутреннее состояние, которое можно описать с помощью аббревиатуры CRASH:

• Сжатие (Contraction)
• Реактивность (Reactivity)
• Анализ-паралич (Analysis Paralysis)
• Разделение (Separation)

Враждебность, боль и ненависть

Когда мы находимся в состоянии CRASH, наши фильтры отключаются. Мы оказываемся в состоянии «невромускулярного замка». Ничего не работает, и легко почувствовать разочарование, оборонительную позицию, беспомощность и ощущение застревания. Когда люди находятся в состоянии CRASH, то, что они думают, не имеет значения; то, что они говорят, не имеет значения; и то, что они делают, не имеет значения. Ограничивающие убеждения и мыслительные вирусы создают состояния CRASH, и эти состояния закрепляют ограничивающие убеждения и мыслительные вирусы.

Для того чтобы трансформировать ограничивающие убеждения, важно развивать такие качества, как гибкость и стабильность, баланс, соединение с окружающими и способность к саморефлексии. Эти качества характеризуются состоянием, называемым COACH:

• Сосредоточенность (Centered)
• Открытость (Open)
• Внимательное присутствие (Attending with Awareness)
• Связь (Connected)
• Принятие, уважение и гостеприимство (Holding, Honoring and Hospitable)

Это включает в себя сосредоточенность на себе, особенно в «животе» (центре живота); открытость для новой информации, идей и возможностей, особенно открытость в сердце; внимательность к тому, что происходит внутри и вокруг вас, с осознанностью и вниманием, особенно в голове; связь со всеми вашими интеллектуальными и внутренними ресурсами — головой, сердцем и животом; и принятие происходящего с точки зрения креативности, любопытства и уважения (гостеприимство).

Один из наших основных способов поддержки других в трансформации ограничивающих убеждений — это заземление себя в состоянии COACH и поддержка других в том, чтобы они делали то же самое. Когда мы это делаем, мы создаем поле ресурсов между собой и другими, которое одновременно раскрывает лучшее в каждом из нас. Мы называем это особое отношение и раппорт, который оно создает, «Контейнер COACH». Создание сильного и насыщенного Контейнера COACH важно для эффективного и экологичного использования Sleight of Mouth.

Переход от CRASH к COACH

Крайне важным навыком для эффективного использования Sleight of Mouth является способность распознавать состояния CRASH в себе и других, а также иметь способы помочь себе и другим перейти из состояния CRASH в состояние COACH.

Состояния COACH и CRASH — это не «всё или ничего». Существует множество степеней выраженности каждого из этих состояний. Некоторые из них могут быть довольно тонкими. Различные измерения CRASH — сжатие, реактивность, анализ-паралич, разделение и враждебность — могут проявляться по отдельности или вместе. То же самое справедливо и для качеств их состояния COACH. Чтобы развить больше навыков распознавания различных степеней CRASH или COACH, полезно представить шкалу от нуля до десяти, где ноль — это сильное состояние CRASH, а десять — это крепкое состояние COACH. Чтобы Sleight of Mouth работал наиболее эффективно, человек должен находиться как минимум на уровне семи или выше по этой шкале. Овладение «магией» Sleight of Mouth включает в себя способность распознавать подсказки в себе и других, которые отражают, где вы находитесь, и на какой точке шкалы вы находитесь.

Если вы замечаете, что вы или кто-то другой начинает демонстрировать признаки состояния CRASH, важно и полезно внести коррективы, которые помогут вернуться в состояние COACH. Несколько простых тактик, которые стоит запомнить: «замедлиться, сделать паузу, дышать, центрироваться». Замедление дыхания, мыслей, темпа речи и прочее помогает усилить осознанность. Пауза и момент тишины и неподвижности позволяет вновь соединиться с вашими внутренними ресурсами. Дыхание — это простой способ способствовать открытию и расширению внимания. Центрирование возвращает вас к спокойствию и устойчивому положению. Вы можете побудить других к тем же действиям, если заметите, что они погружаются в состояние CRASH.

Развитие эмоционального интеллекта

Крепкое состояние COACH является основой для эмоционального интеллекта. Эмоциональный интеллект включает в себя способность успешно взаимодействовать с эмоциями, распознавая их, понимая их функции и ресурсно на них реагируя. Способность разумно реагировать на сложные чувства, вызванные ограничивающими убеждениями, является ещё одним ключевым навыком Sleight of Mouth.

Основные области применения эмоционального интеллекта включают:

1. Работу с неудобными эмоциональными состояниями и
2. Стимуляцию или создание ресурсных эмоциональных состояний.

Эмоциональные реакции, как правило, рассматриваются как «сок», который приносит энергию в определённую ситуацию или взаимодействие. Эмоциональные реакции сами по себе могут быть восприняты как «положительные» или «отрицательные». Положительные эмоции связаны с мотивацией и энтузиазмом. Отрицательные эмоции связаны с проблемами и ограничениями.

Обычно, однако, проблема заключается не в самих эмоциях, а в поведении, вызванном этими эмоциями, и последствиях этого поведения для других, что определяет, является ли данная эмоция проблемой или ресурсом. Эмоции — это тип энергии, цель которой — побуждать нас к действию. Любая эмоция, удерживаемая в состоянии CRASH, вероятно, вызовет проблемные реакции. Та же самая эмоция, удерживаемая в состоянии COACH, выполнит свою функцию более надлежащим образом.

Работа с «негативными» эмоциями на эмоционально-интеллектуальном уровне включает в себя:

(a) оставаться в состоянии COACH во время переживания эмоции,
(b) искать и понимать функцию, которую эмоция должна выполнять, и
(c) привносить внутренние ресурсы, которые помогут добавить больше поведенческих альтернатив, учитывая функцию эмоции и конкретный контекст, связанный с эмоциональной реакцией.

Знание того, как справляться с «негативными эмоциями», является незаменимым навыком для использования техник Sleight of Mouth.

Функция страха, например, обычно — это «защита». Функция гнева может заключаться в мотивации «действовать» или «устанавливать границы». Как только функция эмоции была понята, можно исследовать соответствующие варианты поведения, которые могут быть изучены и связаны с функцией эмоции. Вместо того чтобы реагировать на гнев агрессивным поведением, человек может разработать другие варианты действий, которые удовлетворят намерение гнева: например, поговорить о своих чувствах, прогуляться, сосредоточиться на проекте и т.д.

Основные компетенции, необходимые для эмоционального интеллекта, следующие:

1. Признание наличия конкретного эмоционального состояния.
2. Признание присутствия этого состояния без осуждения.
3. Удержание эмоционального состояния в атмосфере «спокойствия» и любопытства (состояние COACH).
4. Понимание эмоционального состояния и его функции.
5. Использование эмоционального состояния путем его связи с другими эмоциями и состояниями.
6. Трансформация или уточнение выражения эмоционального состояния, чтобы оно было более гармоничным и продуктивным в соответствии с его функцией.
7. Интеграция эмоционального состояния как составляющей части более широкой системы.

Эти же навыки могут быть применены к ограничивающему убеждению и являются формой «выравнивания» перед ведением.

Для того чтобы эффективно использовать Sleight of Mouth, важно сначала признать и управлять ограничивающими убеждениями и сопровождающими их эмоциями. Таким образом, первый шаг перед тем, как пытаться что-то изменить, — это приветствовать и понять эти убеждения и эмоции. В противном случае Sleight of Mouth превращается в манипуляцию или спор. Чтобы запомнить компетенции эмоционального интеллекта при встрече с ограничивающим убеждением, я нахожу полезным произносить про себя или даже вслух следующие утверждения, которые я выучил у своего наставника, доктора Милтона Х. Эриксона:

1. Это интересно.
2. Я уверен, что это имеет смысл.
3. Что-то нуждается в том, чтобы быть услышанным, замеченным или исцеленным.
4. Добро пожаловать.

Я считаю, что эти простые утверждения могут многое сделать для установления тона взаимодействия и напомнить мне о принципах и навыках, которые я представил.

Принятие мета-позиции

В предыдущей главе я упомянул важность умения занимать «вторую позицию» по отношению к другим для лучшего их понимания и создания резонанса и раппорта. Есть еще одна перцептивная позиция, которая важна для эффективного использования Sleight of Mouth, известная как «мета-позиция». Термин «мета» — это греческое слово, означающее «над», «между» или «выше». В английском языке его также часто используют для обозначения «о». «Мета-модель», например, это модель о других моделях. «Метапознание» — это осознание собственных когнитивных процессов, т.е. познание о познании. «Мета-сообщения» — это сообщения о других сообщениях, которые предоставляют рамки или контекстные маркеры, влияющие на значение этих сообщений.

Принятие мета-позиции является ключевым навыком для того, чтобы осмысленно размышлять о конкретных ситуациях и взаимодействиях. В отношении взаимодействия мета-позиция включает в себя отделение от этого взаимодействия и наблюдение за ним, как если бы вы были свидетелем, а не участником. Например, карточный фокусник должен предугадывать реакции аудитории на то, что он делает и говорит, и реагировать соответствующим образом. То же самое верно и для использования Sleight of Mouth. Способность принимать мета-позицию также позволяет вам дистанцироваться от самого взаимодействия и не застревать в нем или не воспринимать его чрезмерно субъективно. Эта психологическая дистанция также может помочь вам оставаться в состоянии COACH в эмоционально сложных ситуациях.

Применение нескольких видов интеллекта

Хотя Sleight of Mouth (Ловкость речи) естественным образом сосредоточен на словах, для его успешного использования требуется нечто большее, чем просто слова. Слова сами по себе приобретают смысл только через их связь с другими частями нашего опыта. Для того чтобы эффективно применять Sleight of Mouth, важно задействовать различные виды интеллекта. Основной принцип различных видов интеллекта заключается в том, что чем больше способов у вас есть для понимания чего-то, тем лучше вы это понимаете. Если у вас есть только вербальные средства выражения или понимания чего-либо, вы очень ограничены. Однако если, кроме этого, у вас есть метафорический способ, соматический способ и визуальный способ, вы можете выразить это более креативно и понять более полно.

Для применения Sleight of Mouth важно задействовать несколько видов интеллекта.

Резюме: Основные шаги по применению Sleight of Mouth для трансформации ограничивающего убеждения

Объединяя последовательность принципов и навыков, которые я описал в предыдущих главах, мы можем составить набор основных шагов для эффективного применения Sleight of Mouth для трансформации ограничивающего убеждения.

1. Начните в состоянии COACH. Убедитесь, что вы и человек, с которым вы взаимодействуете, находитесь в состоянии COACH на уровне по крайней мере 7 по шкале от нуля до десяти.
2. Установите желаемое состояние (словами, с помощью языка тела и образа, если возможно). Исследуйте вопрос: «Что я хочу испытать, делать или создавать больше?» (например, выразить себя спокойно и ясно; чувствовать безопасность и уверенность). Это создаст основу для продолжения работы.
3. Идентифицируйте внутренний барьер, исследуя, «что мешает вам достичь желаемого состояния?» (Простая формула: «Я хочу делать Х, но происходит Y».)
4. Осознайте этот внутренний барьер и найдите убеждение, которое его создает: «Какие чувства, образы, слова и язык тела связаны с этим барьером?» (например, «Если я скажу, надо мной будут смеяться»; «Как бы я ни старался, я не получу достаточно».)
5. «Попробуйте яд» — «Какое внутреннее состояние (CRASH) создает это ограничивающее убеждение?»
6. Найдите положительную функцию убеждения — «Что дает вам это убеждение и сопутствующая реакция?»
7. Создайте «мост убеждений» — «Какое другое убеждение уважает функцию барьера, но соединяет вас с более широкой перспективой и большим количеством внутренних ресурсов?» Какие «волшебные слова» трансформируют барьер и пробуждают глубинные ресурсы? (например, «Я теперь взрослый и могу учиться»; «Я всегда буду подниматься из пепла».)
8. «Попробуйте лекарство» — «Какое новое внутреннее состояние создает это новое убеждение, когда вы произносите слова и вовлекаете другие представления, связанные с ним?»

Основная цель шаблонов Sleight of Mouth заключается в достижении седьмого шага — создании «моста убеждений». Без остальных шагов, однако, седьмой шаг может напоминать игру в кости в «crap shoot». Лингвистические шаблоны Sleight of Mouth могут использоваться либо рефлексивно, либо мастерски. Применение принципов и навыков Sleight of Mouth, которые я представил в предыдущих главах, поможет вам выявить потенциальные ограничивающие убеждения и мыслительные вирусы, переосмыслить их и, возможно, создать лучшую, более здоровую, целостную, творческую и продуктивную жизнь для себя и других, а также более функциональный и экологичный мир для будущих поколений. Это мое желание и намерение для этой книги.

Глава 4: Намерение