Фокусы языка. Том 2. Глава 4: Намерение

Намерение — это первый паттерн Sleight of Mouth («Ловкость речи»). Он включает в себя перенаправление внимания на цель или намерение, стоящее за убеждением, а не на его содержание (см. Sleight of Mouth I, стр. 48-49). Намерение является основой всех других паттернов Sleight of Mouth, так как оно рассматривает мотивацию, лежащую в основе убеждения и его содержания. Именно поэтому символ Sleight of Mouth для намерения — это стрела, указывающая на мотивацию, стоящую за утверждением.

Глава 4: Намерение

Намерение — это первый паттерн Sleight of Mouth («Ловкость речи»). Он включает в себя перенаправление внимания на цель или намерение, стоящее за убеждением, а не на его содержание (см. Sleight of Mouth I, стр. 48-49). Намерение является основой всех других паттернов Sleight of Mouth, так как оно рассматривает мотивацию, лежащую в основе убеждения и его содержания. Именно поэтому символ Sleight of Mouth для намерения — это стрела, указывающая на мотивацию, стоящую за утверждением.

Причины

Какова цель или намерение этого убеждения?

Намерение -> Причина или доказательство -> Следствие или критерии

Слово “намерение” происходит от латинского intendere, что буквально означает «тянуться» или «простираться». Намерение обычно определяется как «цель, конец или стремление, на которое направлены мысли»; или «ожидаемый результат, который направляет ваши запланированные действия». Оно также используется в значении «решимость действовать определённым образом». Человек с намерением «помочь», например, может не знать точно, что ему предстоит сделать, но он готов и хочет принять участие в различных действиях, которые могут удовлетворить это общее намерение. Намерение «принести положительную энергию» или «сосредоточиться» может проявляться по-разному в зависимости от обстоятельств.

То же самое верно и для намерений «навредить» или «наказать». С этой точки зрения, намерение — это своего рода фильтр, который направляет наше внимание и выводит на передний план определённые способности и действия.

Наши намерения управляют нашими мыслями, поведением и решениями, указывая на то, чего мы хотим или надеемся достичь через какие-либо умственные или физические действия. Они являются внутренним источником мыслей, слов и действий. Например, некоторые преступления требуют доказательства намерения для того, чтобы считаться «преступными». Для некоторых религиозных групп намерение к какому-либо действию считается основанием для «греха», даже если само действие не было совершено.

В одном из самых проникновенных моментов из Нового Завета Иисус подвергается казни через распятие. Согласно Луке (23:34), Иисус говорит: «Отче, прости им, ибо не ведают, что творят». Этот пример показывает, что, хотя его палачи совершают ужасные действия, он верит, что они не действуют из злого намерения, и поэтому просит прощения для них, а не наказания.

Как показывает этот пример, интерпретация слов и действий людей обычно основана на их намерениях как на говорящих, так и на исполнителях. Это особенно важно в отношении вербального языка, поскольку слова могут быть неоднозначными. Каждый аспект языка подвержен изменению, искажению и обобщению. Например, политики и законодатели часто интерпретируют Конституцию США на основе «намерений» основателей нации. Правильное определение намерения необходимо для того, чтобы интерпретировать сообщение или смысл того или иного поведенческого или вербального выражения.

Воздействие намерения юмористически иллюстрируется в следующем анекдоте:

«Два ирландских католических водопроводчика чинили трубу в здании напротив печально известного борделя. Через некоторое время они заметили, как один из городских врачей проходит мимо, останавливается, осматривает дом, а затем быстро вбегает в здание. Водопроводчики кивают друг другу. Второй врач проходит мимо, повторяя те же действия. Один из водопроводчиков говорит: „Трудно поверить, что врач бы так поступил. У него жена и дети.“ Через некоторое время мимо проходит протестантский священник. Как и доктор, священник останавливается, осматривается и затем заходит внутрь. Опять-таки водопроводчик качает головой с отвращением: „Не могу поверить, что священник мог бы так лицемерить: проповедовать против похоти в церкви, а затем делать что-то подобное.“ Проходит еще немного времени, и проходит раввин, который также, как и другие, останавливается, смотрит по сторонам и заходит в здание. „Куда катится этот мир,“ — говорит водопроводчик. „По крайней мере, мы, католики, имеем некоторое нравственное достоинство.“ И как раз в этот момент старший католический священник проходит мимо, повторяя те же самые действия, что и остальные. После того как священник заходит в здание, водопроводчик с восхищением говорит: „О, кто-то должен быть по-настоящему болен, раз добрый отец готов пойти в такое место, чтобы помочь.“»

Конечно, «Ловкость речи» старшего водопроводчика заключается в том, что намерение священника отличается от намерений остальных. Следовательно, то, что он делает, не является предосудительным, в отличие от действий других.

Ограничивающие убеждения часто предполагают негативное намерение

Наши убеждения о других часто основываются на предположениях об их намерениях. Ограничивающие убеждения о других обычно предполагают какой-то тип негативного намерения с их стороны. Такие убеждения могут быстро перерасти в разъединённость, агрессию и даже насилие. Это особенно верно, когда негативные намерения приписываются анонимным «другим». Многие теории заговора, например, строятся на предположении о существовании могущественной сети, например, правительства или секретного общества, у которых есть негативные или злонамеренные намерения — например, обмануть, контролировать или уничтожить людей.

Именно это сделал Адольф Гитлер в своей книге Майн Кампф, когда он обрушился с критикой на негативное намерение «еврея» «уничтожить расовые основы народа, который он намеревается поработить». Гитлер писал:

«С сатанинской радостью на лице, черноволосый еврейский юноша подстерегает невинную девушку, которую он оскверняет своей кровью, таким образом отрывая её от своего народа. Всевозможными средствами он пытается разрушить расовые основы народа, который намерен поработить. Так же, как он систематически разрушает женщин и девочек, он не боится разрушить кровные барьеры для других, даже в массовом масштабе. Именно евреи привели негров в Рейнскую область, всегда с тем же тайным намерением и чёткой целью разрушить ненавистную белую расу через неизбежное смешение, сбросив её с культурной и политической высоты, а затем стать её господами.»

Особенно примечательно, что Гитлер приписывает это негативное намерение на уровне идентичности и цели, что усиливает реактивность. Как и все паттерны Sleight of Mouth, намерение может использоваться как конструктивным, так и деструктивным образом. Предположение о негативных намерениях — это один из «красных флажков», на которые следует обращать внимание в контексте Sleight of Mouth, поскольку оно обычно означает, что другие паттерны будут использоваться также реактивно или оборонительно. Это особенно важно, когда оно сочетается с процессом «другизации» — то есть, созданием бинарных различий на уровне идентичности. Примеры включают такие термины, как: евреи, негры, белые, капиталисты, коммунисты, консерваторы, либералы, социалисты, американцы, русские, немцы, китайцы и т.д.; любая форма анонимного, коллективного «другого».