Итак, ты вернулся... Часть 1

В то время как он искал лодку на берегу, к нему подошёл мужчина в смокинге. - Скажите, а это правда острова? - спросил у него юный принц.

Решили выложить первую часть "Отчета о поездке к Бендлеру". Отчет писали почти все члены "делегации"...
Вторая часть - непосредственно описание тренинга.
Третья часть - описание энелперов.

...В то время как он искал лодку на берегу, к нему подошёл мужчина в смокинге.
— Скажите, а это правда острова? — спросил у него юный принц.
— Конечно, это самые настоящие острова, — ответил человек в смокинге.
— А эти странные и беспокойные создания?
— Все они настоящие и неподдельные принцессы.
— Тогда Бог тоже должен существовать! — воскликнул принц...
Джон Фаулз, «Волхв»


...Бендлер работает только с левой частью зала (относительно сидящих в зале — в дальнейшем я буду обозначать зоны со стороны зала). В первый вечер мы сидели как раз справа, и за два часа вечерней встречи Ричард посмотрел или обратился в нашу сторону от силы три или четыре раза. Было не то что странно, как-то грустно что ли... На следующий день мы сели слева, и на нас просто хлынула волна бендлеровского обаяния и бендлеровского транса. На протяжении четырех дней мы постоянно пересаживались и на протяжении четырех дней Бендлер работал только с левой стороной зала. Мы сидели даже на задних рядах, где, кстати, и сидели опытные организаторы. По «глубине зала» Бендлер работает ряда до шестого (из двадцати). Ла Валль работает более «симметрично» и «широко»...

Павел Медведев: ...первые 15-20 минут тренинга Ричард был чрезвычайно сильно напряжен, что находило свое отражение в теле. Со стороны и из второй позиции это напоминало удержание/пропускание через тело как-будто бы мощных энергетических потоков, силовых линий, которым он позволял высвобождаться только из рук и из макушки головы. Из второй позиции – очень много энергии перло внутри, очень понравилось мне чувствовать это все - различные ощущения в форме жгутов, нитей, которые он направлял и прокладывал через себя, выпуская в районе рук и через верх головы. Входили потоки снизу...

...жесты у Бендлера преимущественно (почти постоянно) двумя руками. Руки поднимает вверх крайне редко, за одним исключением. Весь вечер первого дня и утро второго Бендлер маркировал зону визуального конструирования, складывая туда ресурсы, ресурсы и еще раз ресурсы, и кинестетическую зону сцены, «складывая» туда нересурс...

Павел Медведев: ...периодически встречались связки-внушения про то, как оно все решится очень легко и просто с маркированием из право-низа в право-вверх (будущее). Также туда же в будущее маркировались предикаты про субмодальности – яркость, цвета. На правую половину аудитории не смотрел после первых двадцати минут, работал только с левой частью аудитории, обращался к ней...

...интонации Бендлера это интонации Эриксона, ускоренные в три раза. Чего он и не скрывает, приводя пример текстуальной идентичности слов Виржинии Сатир и Милтона Эриксона. Но при этом он, подражая высоте тона голоса Виржинии воспроизводит тот же интонационный рисунок, что и в речи Эриксона!...

Ольга Парханович: ...изображая разных людей, он меняет паттерны целиком — мимику, скорость моргания, напряжение мышц вокруг глаз, ритм жестов, интонации, громкость, высота, скорость речи, паузы, - все паттерны.

Татьяна Рубашкина: ...я видела видеозаписи работы Милтона Эриксона и Виржинии Сатир, я видела дочь Эриксона – Бэтти Элис Эриксон, и вот я увидела вживую как работает Бэндлер и что-то неуловимое в микровыражениях, интонациях, жестах, характерных паузах… манере рассказывать истории, много историй… мне показалось знакомым...

…множество интонационных паттернов. Даже если не анализировать множество интонаций (а их надо анализировать :) ) его рассказов/примеров/метафор, за одну демонстрацию Бендлер меняет по восемь-десять разных ритмов, скоростей, интонаций — от речитативов до почти вокального пения, от хрипов (и горлового пения тоже...) до посвистывания, от детского тетешканья до авторитарных приказов. Непосредственно в инструкции перед упражнением ограничился несколькими напутствиями: интонация в конце предложения - вниз, слова-связки, конгруэнтность как соответствие голоса состояниям и эмоциям трансовых месседжей. Сам иногда отступает от своих рекомендаций. Опережая вопрос: «Как научиться гипнозу?» - Бендлер говорит: «Я занимаюсь гипнозом около сорока лет. За это время я научился создавать паттерны, не задумываясь»...

...звукоподражание у Ричарда Бендлера и Джона ЛаВалля развито неимоверно. Кроме того, что Бендлер и ЛаВалль говорят на разные голоса, разными дыханиями, по разному центрируя голос в теле, они великолепно подражают звукам окружающего мира — шуму поезда, громкоговорителю на вокзале, заводящемуся мотору (и как мы поняли из контекста разным моторам разных машин), тормозам машины, бормашине, компьютеру, разбивающемуся окну, воде... Причем делают это виртуозно...

Юрий Чекчурин: ...я такое слышал только однажды — на джазовом фестивале году в 1998-99, когда приезжала тувинская певица, живущая во Франции, и вместе с двумя французами показывала горловое пение и подражание звукам вечернего Парижа...

Александр Герасимов: ...омонимы, офонимы, синтаксические и семантические неоднозначимости, фонетические фокусы языка от четырнадцатого до минус первого...

...отдельная тема — это звуки, которые ЛаВалль воспроизводил на «скользящих якорях». Эти звуки (которые мы можем на письме передать только как бдзззззз, пщщщщ, буух, пууп, бумммм и другие :)) вызывали в теле очень странные и волнующие состояния, которые достаточно сложно передать словами. Причем эти звуки сверхресурсно влияли не только на тех, кто участвовал в демонстрациях, но и на сидящих в зале. Воспроизводились во время упражнений эти звуки с трудом и такого сверхресурсного эффекта не давали :(...

Михаил Пелехатый: …в начале 90х годов Бендлер много экспериментировал с компьютерной музыкой и компьютерным созданием звуков, нересурсно и ресурсно влияющих на физиологию людей. Была проведена серия семинаров NeuroSonics, в которых люди на компьютере, синтезирующем музыку, подбирали звуки для инициации у себя сверхресурсной кинестетики. Я думаю, что дальше Ричард просто использовал эту базу трансформирующих звуков для отработки, вот и все...

...Бендлер шутит много, вкусно и по разному — от игры словами (...это постоянно, и теперь понятно с кого Пелехатый моделировал парадоксы...) до откровенного шутовства (мы потом перед зеркалом тренировались по-особому подмигивать), от злых насмешек (psycho the rapist — так Ричард постоянно называл психотерапевтов) до беззлобного подтрунивания (это когда Бендлер пародировал Эриксона или «показывал» Бейтсона). Люди смеются каждую пятую или шестую фразу, а остальное время — люди в зале выглядят как детский сад на утреннике, рты приоткрыты в ожидании и предвкушении...

Татьяна Рубашкина: ...юмор – это отдельная тема, из 4-х часов которые работает Бэндлер в течение дня – 3 часа люди – смеются! Смеются искренне, порой сами над собой, и очень по доброму. Еще 3 часа люди находились в трансе… остальное время… на переходы от истории к демонстрации и обратно...
...демонстрации в исполнении Бендлера легки и аналогичны его демонстрациям на записях. Приемы хорошо известны по книгам и дискам и легко воспроизводимы (понаблюдав за работой в двойках в зале, приходишь к выводу, что практически все формально воспроизводят то, что происходило на сцене). Разница — в многоуровневых трансах на разные голоса и легкости выполнения...

Валерий Габов: ...из нового – несколько нестандартных (потом-то понимаешь что стандартных :) ) трансовых индукций на основе левитации руки, депотенциализации сознания, прерывания привычного паттерна (например, сажания на стул), интересный способ работы с неприятными/приятными переживаниями/воспоминаниями – изменение вращения – очень просто и очень быстро. Объяснений того, что именно будет происходить, – минимум. Очень алгоритмично и по теме...

Михаил Пелехатый: ...в этот раз Бендлер работал минималистично: ни мгновенного гипноза сидящих в зале по щелчку пальцами, ни разговора на языке роботов, ни групповых упражнений на горловое пение...
...Бендлер очень тщательно «готовит» демонстрации. С какой-то точки зрения можно сказать, что он «готовит» демонстрацию два-три часа. Своими, казалось бы, немотивирванными «охотничьими историями» про Эриксона, Бейтсона, Лири, про начало НЛП, про клиентов своих и чужих Ричард обозначает триггеры, создает ожидания, рассеивает идеи, встраивает необходимые пресуппозиции, готовит состояния, описывает ролевые образцы, заражает эмоциями, демонстрирует простые навыки и необходимые элементы, встраивает субмодальные шаблоны результатов - для того, чтобы свести все это в поверхностную структуру демонстрации и продиктовать залу простой и неполный алгоритм...

Юрий Чекчурин: ...Я сейчас страшный вещь скажу (оглядываясь и говоря шепотом) - мне кажется, что Ричард Бендлер — талантливее и многоплановее доктора Милтона Эриксона. И как гипнотизер, и как гипнотерапевт...

Александр Свиряев: ...Если детей с детства учить тому, как чувствовать себя хорошо...

...Они (и Ричард, и Джон) очень много рассказывают историй и «размышлений вслух» (кстати, это касается и Джона Гриндера) и в этом их отличие от большинства западных и российских тренеров. Три четверти времени — на встраивание пресуппозиций и работу с залом, одна восьмая — на демонстрацию, одна восьмая — на простое и легкое упражнение. Со стороны — это шоу, изнутри — это многоуровневая филигранная система обучения, терапии и Бог знает чего еще...

Михаил Пелехатый: ...если под обучением понимать ту школярскую систему, которая сложилась и в российском, и в западном НЛП, то Бендлер никого и ничему не учит на уровне сознания. Бендлер встраивает программы...

...даже несмотря на то, что истории повторяются, у Бендлера их очень много. И он играет ими, как если бы у него была карточная колода не из тридцати шести карт, а из семидесяти восьми. И эти истории иллюстрируют и эмоционально закрепляют части его системы обучения — мотивируют и демотивируют, иллюстрируют и провоцируют, вызывают разные эмоциональные реакции...

Валерий Габов: ...истории не новы – многие из них до этого уже «светились» в литературе и на видео, рассказывает их РБ практически дословно, но ярко, сочно, на разные голоса – некоторые я раньше не слышал и не читал – например про музыканта и кокаин – смешная, неожиданная, содержит стратегию создания необратимого будущего, встроенную сразу для всего зала (по крайней мере для всего левого крыла)...

...истории Бендлера — это инструменты его работы с залом и он использует их столь же гибко и многоуровнево как голос. Например, его историю о Бейтсоне мы могли прочесть в «Пора что-то менять» и увидеть несколько раз на видеозаписях, но в этот раз в этой истории Бендлер использовал слово «ученый» (scientist) как минимум шестикратно. Почему? Может быть, потому что до этого Бендлер отследил отклики части зала (левой части) именно на это слово? Наверное, именно поэтому в разных книгах, созданных по материалам семинаров Ричарда Бендлера, одни и те же примеры отличаются словами и нюансами...

Юрий Чекчурин: ...он как будто подгоняет истории под зал. Как портной, у которого есть материал и стили, но только на фигуре конкретно этого человека материал и стиль становятся костюмом. Истории в исполнении Ричарда Бендлера по сравнению с какими-нибудь другими историями — это модельный взмах по отношению к «классическому».... ..

...и вот именно здесь понимаешь то, насколько обогащаешься при присутствии в зале по сравнению с просмотром видеозаписей и тем более при чтении книг. Анализировать и моделировать работу Бендлера по видеозаписям — это то же самое, что анализировать и моделировать бой боксера, не видя действий его спарринг-партнера, или работу психотерапевта без учета запроса клиента и без его реплик. То есть анализировать и моделировать можно и нужно, просто при присутствии в зале лично появляется еще одно измерение. Воспринимается и моделируется целостная система, а не только навыки...

Татьяна Рубашкина: ...опыт полученный там я буду «переваривать» еще долго, несомненно это повлияло и на то как я теперь провожу семинары и на мой подход к НЛП в целом немного пересматривается. Скажу за себя – я знаю что теперь снова поеду к Ричарду Бэндлеру. И теперь я снова открываю для себя НЛП...

...Бендлер не скрывает ценностей своей жизни и критериев своей работы. Но поскольку он выделяет это голосом и жестами (вот еще один интересный штрих — время от времени (сложно отследить в какие моменты — это мы еще будем анализировать) Бендлер как будто жмет «педаль» правой ногой), то начинаешь понимать, что это не декларации, а действительно цели и ценности, которыми живет маг Ричард Бендлер...

Ричард Бендлер: ...Мы уделяем внимание тому, что важно. Что действительно должно быть важно в вашей жизни, так это больше веселья и радости. Что должно быть важно – это больше счастья и достижения еще большего количества целей...

Ричард Бендлер: ...It’s good to feel good...

Ричард Бендлер: ...Если вы будете улыбаться без всяких на то причин, это может повлиять на вас. Если вы способны улыбаться без всяких на то причин, только представьте как вы будете улыбаться, если эта причина у вас появится...

...Бендлер смеется вместе с человеком и залом над словами человека, Джон ЛаВалль приглашает зал посмеяться над человеком. Этим сказано все...

Валерий Габов: ...Джон ЛаВалль — это злой и немного печальный клоун Рональд МакДональд Большого Шоу Гипноза и НЛП Волшебника Ричарда Бендлера...

Александр Свиряев: ...у Джона ЛаВалля четко выраженные в мимике и интонациях эмоции отвращения и презрения...

Ольга Парханович: ...у Бендлера очень хорошо внутри, он так любит аудиторию, то есть всех людей, которые сидят в зале, и ему так от этого хорошо. Группа закончилась — все, для Бендлера — группы нет. Его цели уже не касаются группы. Он проходит мимо людей, не замечая их и не давая никаких реакций. Во всяком случае, так из наблюдения и из второй позиции...

конец первой части

продолжение следует...