Метафора. Владимир Комаров

Человек, который в своем общении не использует аналогии или метафоры, на самом деле не полностью свободен в общении. Если у Вас не получается донести свою идею или мысль до собеседника, расскажите ему метафору и все сразу встанет на свои места.

Метафора. Владимир Комаров

Человек, который в своем общении не использует аналогии или метафоры, на самом деле не полностью свободен в общении. Если у Вас не получается донести свою идею или мысль до собеседника, расскажите ему метафору и все сразу встанет на свои места. Метафора - это универсальный способ донести свою идею до подсознания собеседника. И тот с легкостью ее понимает и принимает. Метафоры - это то, что позволяет Вам превратить обычный смысл чего либо в красочный и эмоциональный рассказ. Если представить, что общение - это игра, то в этой игре Вы можете проиграть, если не будете использовать метафоры. 

Если у Вас нет козырей, выиграть сложно, особенно, если у другого игрока они есть. 

Более того, метафоры позволяют возобновить раппорт, если он "надорван".  Т.е. когда Вы с собеседником были на одной волне, а потом эта волна почему-то нарушилась. Или ниточка взаимопонимания надорвалась. Метафора поможет Вам ее укрепить. Вы наверняка знаете о том, как возобновлять раппорт другими способами, однако метафоры - это способ эксклюзивный. Метафора погружает человека в параллельный, знакомый ему мир. Там, ему становятся понятны те вещи, которых он, возможно не понял бы, если бы это было сказано обычным, не матафоричным языком. Самое интересное то, что если подобрать метафору, которая хорошо впишется в картину мира человека, то она даже не заденет сознание. Она словно юркий воришка проберется через охрану-сознание прямо к цели, в подсознание,   абсолютно незамеченной и засядет там надолго. 

Бывают разные способы метафорического изложения идеи. Это может быть просто история из жизни. Продавцы частенько используют их, чтобы показать потенциальному покупателю, что предлагаемый товар или услуга полезны и принесут много положительных моментов обладателю этого товара или услуги.

Это, скорее рассказы про предыдущих клиентов, оставшихся довольными после покупки. "Вот был я у клиента неделю назад. У него редко бывали гости, а он хотел, чтобы были чаще. После покупки кофемашины, которую я Вам предлагаю, он выгнать этих гостей теперь не может. Уж очень они полюбили кофе"

Чем больше историй из жизни, тем более вероятно то, что Вы найдете подходящую в конкретной ситуации. Зная только одну дорогу на работу, выбора у Вас нет и если на этом пути пробка, то это проблема. А если есть несколько путей, то у Вас есть выбор и Вы выбираете тот путь, который наиболее подходит Вам. 

Притча. Небольшой рассказ, как правило вымышленный. Но это не значит, что это не влияет на подсознание. Действующие лица, объекты взаимодействия в притче может и придуманы. Но вот структура, в итоге, может нести в себе глубокий смысл для собеседника. Пример современной притчи: 

Как-то сын подошел к отцу и спросил: "Пап, а как тебе удается всю жизнь ездить на машине без аварий?" Отец отвечает: "Вот представь, сынок, высотный дом, в котором живут люди. У этого дома есть управляющая компания, которая управляет подачей воды в дом, электричества, убирается в доме и т.д. Но иногда, по техническим причинам, чтобы, например, заменить трубы, эта компания вынуждена отключать в доме воду. Это обычная ситуация. Но почему-то жильцы этого дома однажды собрались все вместе и через суд сменили эту компанию на другую. Другую компанию тоже сменили. А вот третья компания смогла управлять домом очень долгое время и жители были довольны. Секрет ее заключался в том, что она, по сравнению с другими компаниями, предупреждала жителей дома о своих намерениях, вывешивая на 1-м этаже объявления об изменениях. И жители могли планировать свои домашние дела и им не приходилось стоять в ванной намыленными и ждать, когда включат воду. Когда они видели объявление, они просто не мылись в этот день". "И как это относится к твоему безаварийному вождению?" - спросил сын. Отец ответил - "Я просто предупреждаю о своих намерениях." "Как?" - спросил сын. "Включаю поворотники"

Существуют также сказки, легенды, аллегории - все это метафорическая форма. 

Как тренировать? Возьмите любое явление, которое увидете и задайтесь вопросом - на что это похоже? Это как что? Например, явление - люди тянутся друг к другу. Это похоже на то, как два магнита примагничиваются разными полюсами. Или явление - человек теряет интерес к чему-то. Это как затухание света лампочки, когда садится батарейка. Два человека координально отличаются друг от друга - это как черное и белое.

Вы можете попробовать найти другой контекст в природе, где происходит похожее явление. Попробуйте найти аналогии следующих моментов: Человек стареет, холодильник громко работает (шумит), облака на небе (на что похожи формы). Попробуйте по другому описать прилив энергии, а потом дрожь. На что это похоже?

Когда умение использовать метафоры в разговоре становится привычным - значит пора переходить на следующий уровень владения этим навыком. Теперь, если продолжать развитие, Вы должны тренировать использование метафор в метафоре. Приведу пример: Приходит человек в налоговую. Очень хочет сдать отчетный документ, сроки поджимают, иначе штраф. Очередь именно в то окно, куда нужно сдавать документы. Человек решил подойти в другое окно, где очереди нет. Там сидит тетя. Человек спрашивает у нее, можно ли сдать эти документы ей или хотя бы может ли она как-то помочь ему. Та говорит, что Вы, мол не приходите к окулисту, когда у Вас болит печень? Чего Вы ко мне пришли? Вам вон туда, куда все стоят. Человек отвечает, что когда он приходит к настоящему врачу, тот знает анатомию человека и даже окулист может хотя бы чем-то помочь.

Т.е. человек вошел в этот параллельный мир аналогии, который предложила тетя и там перестроил все в свою пользу. Кстати тетя документы не приняла, потому, что это не в ее компетенции, но взялась проверить документы на ошибки. Все разъяснила по полочкам, что нужно, тем самым помогла ему избежать повторной очереди из-за ошибок, которые он допустил при заполнении отчетного документа. 

Когда Вы умеете создавать метафоры, Вы с легкостью можете донести до ребенка любое правило или объяснить, почему что-то в этой жизни можно делать, а что-то нельзя, не прибегая при этом к демонстрации своего превосходства. Вы можете найти способ изложения мысли в виде метафоры для человека любого возраста и пола, любой профессии и вероисповедания. Все это - вопрос практики. Общайтесь, практикуйтесь, слушайте аналогии в речи других людей. Ведь, чем больше у вас красок, различных цветов, тем более красочную и эмоциональную картину Вы сможете нарисовать!

Владимир Комаров, НЛП-Мастер Института Современного НЛП