Нейролингвистическая психотерапия. Глава 1

Следует отметить две важные характеристики карт. Карта - это не территория, которую она представляет, но, если она правильная, она имеет структуру, сходную с территорией, что объясняет ее полезность. Если бы карта могла быть идеально корректной, она включала бы в уменьшенном масштабе карту карты; карту карты карты карты; и так далее, бесконечно, факт, впервые замеченный Ройсом. 

Исторические корни НЛП 

Глава 1. Основополагающие принципы НЛП 

Введение


Следует отметить две важные характеристики карт. Карта - это не территория, которую она представляет, но, если она правильная, она имеет структуру, сходную с территорией, что объясняет ее полезность. Если бы карта могла быть идеально корректной, она включала бы в уменьшенном масштабе карту карты; карту карты карты карты; и так далее, бесконечно, факт, впервые замеченный Ройсом. 

(Коржибски, 1948, с. 38) 

В этой главе основополагающие принципы НЛП рассматриваются как психологическая модель, позволяющая понять субъективный опыт. Теория НЛП представлена в виде обзора, включая историческое влияние, которое оказали Эриксон, Сатир и Перлз на работу Бэндлера и Гриндера. 

Философские принципы работы каждого из этих трех терапевтов рассматриваются первоначально и расширяются в последующих главах. 

Каждый из терапевтов работал с субъективностью опыта своего клиента, и Эриксон, в частности, использовал эту субъективность представленной клиентом реальности в терапевтических целях. За последние 15 лет НЛП превратилось в терапевтическую модель, и я связал предпосылки НЛП с нейролингвистической психотерапией, приведя конкретные примеры того, как они внедряются в повседневную практику. 

Важно рассмотреть исторические предпосылки развития НЛП, поскольку НЛП само по себе не является психотерапией, но развилось благодаря моделированию Бэндлером и Гриндером работы трех терапевтов: 
Милтона Эриксона, психиатра и гипнотерапевта; Вирджиния Сатир, семейный терапевт; и Фриц Перлз, гештальт-терапевт. 

В основном, именно работы Эриксона оказали влияние на нейролингвистических психотерапевтов сегодня. 

Боденхамер и Холл (1999) определяют моделирование как "процесс наблюдения и воспроизведения успешных действий и моделей поведения других; 

процесс распознавания последовательности внутренних представлений и моделей поведения, которые позволяют кому-либо выполнить задачу" (стр. 395). При моделировании Бэндлер и Гриндер использовали принцип Парето (1935), согласно которому 80% любых результатов данного поведения будут получены только при 20% входных данных. Они смогли успешно идентифицировать 20% языковых моделей поведения Эриксона, Сатира и Перлза, которые повлияли на их терапевтическую работу, отделить их от идиосинкразических, внедрить их в себя и достичь тех же результатов. В течение следующих нескольких лет Бэндлер и Гриндер продолжали развивать модель, включив в нее дальнейшую работу по программированию с помощью языка, включая работу Коржибски и Ватцлавика. Они также включали систематические поведенческие исследования, основанные на теориях физиолога и психолога Павлова, а также работу по программированию и стратегии Миллера и Галантера. Со времен ранних работ Бэндлера и Гриндера НЛП расширилось, включив кибернетику и теорию систем, философию, бессознательные процессы, когнитивную психологию, нейробиологию и духовность. 

Милтон Эриксон

В молодости Эриксон страдал от полиомиелита и во время выздоровления от этой болезни узнал многое из того, что позже повлияло на его работу. Его неспособность свободно передвигаться означала, что он очень внимательно наблюдал за невербальными взаимодействиями окружающих его людей и начал осознавать, что часто существуют противоречия между вербальными и невербальными паттернами. Он использовал эту повышенную остроту для дальнейшей своей терапевтической работы, часто доводя до сознания бессознательные модели поведения. Эриксон начал свою карьеру как врач и получил степень магистра психологии. Он начал практиковать гипноз в 1920-х годах и работал психиатром в 1930-х годах в Массачусетсе. 

У него проявился особый интерес к использованию гипноза в терапевтических целях, и он проводил большую часть своего времени, исследуя и обучая терапевтическому гипнозу, а также работая в частной практике в Финиксе, штат Аризона. Хотя изначально он считался противоречивой фигурой, его творчество в последние годы его жизни получило значительное признание. 

Он оказал непосредственное влияние на работу уважаемых терапевтов Росси, Хейли, О'Хэнлона и Гиллигана, среди прочих, и его подходы продолжают оказывать влияние на целый ряд психотерапевтических направлений и сегодня. 

Фриц Перлз Фриц 

Перлз привнес в НЛП некоторые из основных компонентов гештальт-терапии. Его модель гештальт-терапии отошла от своих ранних агрессивных и провокационных тенденций и стала такой, которая уважает целостность личности посредством интеграции разума и эмоций. 

Он использовал неврологическую обработку наших сенсорных переживаний и был одним из первых терапевтов, активно включивших органы зрения, слуха, осязания и чувства в свое общение с клиентами. 

Теория НЛП

Вы не можете свести НЛП к одному определению. Существует множество объяснений НЛП, каждое из которых представляет собой свет, падающий под разным углом, выделяющий всю форму и тень объекта. (О'Коннор, 2001, стр. 1)

Вирджиния Сатир 

Сатир была терапевтом, на которую сильно повлияло представление о взаимозависимости людей внутри системы. 

Основным направлением ее работы было использование различных точек зрения, чтобы помочь людям обрести большую самооценку, и она поощряла людей достигать баланса между их собственными естественными стремлениями к личностному развитию и необходимостью уважать других людей. 

Ее работа с семьями воплотила в жизнь концепцию частичной терапии, и она часто поощряла людей вести переговоры с более деструктивными аспектами своей личности, которые были отпечатками их собственных ранних влияний. 

Она также обнаружила, что выступает в роли "уравнителя" для 

различных семейных ролей, которые разыгрывались в терапевтическом кабинете, роли "Умиротворителя", часто приписываемые матери/жене, "Обвинителя", часто приписываемые отцу или главе семьи, и детские роли "Отвлекающего фактора" для младшего ребенка и "Компьютера" для ребенка постарше. 

Наверное, самое сложное описать в НЛП, - это то, что это такое. 

Существует огромное количество описаний, и у каждого человека, использующего методологию, часто будет своя собственная интерпретация того, что это такое, основанная на его субъективном опыте. 

О'Коннор (2001) в книге "Рабочая тетрадь по НЛП" приводит следующую серию определений, дающих "хорошее представление об этой области" (стр. 2). 

• НЛП - это изучение структуры субъективного опыта.
• НЛП - это стратегия ускоренного обучения для обнаружения и использования паттернов в окружающем мире (Джон Гриндер). 
• НЛП - это эпистемология возвращения к тому, что мы потеряли, - состоянию благодати (Джон Гриндер). 
• НЛП - это отношение и методология, которые оставляют за собой след из техник (Ричард Бэндлер). 
• НЛП - это влияние языка на наше сознание и последующее поведение. 
• НЛП - это системное изучение человеческого общения (Алекс фон Уде). 
• НЛП - это метод моделирования совершенства, поэтому его можно дублировать.

Каждое из этих определений лишь в некоторой степени описывает, что такое НЛП, и пытается дать краткое представление о субъективности человеческого опыта и о том, как можно работать с этой субъективностью, чтобы облегчить больший выбор. 

НЛП состоит из трех основных компонентов: 

• неврология; 
• лингвистика; 
• программирование. 

В контексте НЛП 

неврология - это изучение разума и того, как человек мыслит и кодирует информацию на неврологическом уровне; 
лингвистика - это то, как язык используется для непосредственного воздействия на внутренний ландшафт, состояние и поведение; 
программирование - это то, как внутреннее и внешнее поведение программируется или упорядочивается для достижения определенных результатов. результаты. 

Теория нейролингвистической психотерапии

Макдермотт и Яго (2001) определяют нейролингвистическую психотерапию как "терапию того, что возможно; она открывает клиенту и терапевту путешествие, которое действительно является путешествием в неизвестное" (стр. 11). 

Нейролингвистическая психотерапия исходит из предположения, что 

"клиент всегда должен покидать кабинет терапевта с большим выбором, чем тот, с которым он пришел" (стр. 11). 

Цель нейролингвистической психотерапии - создать больше возможностей выбора и в то же время работать над достижением результата для клиента. 

Макдермотт и Яго признают, что этот потенциал для роста к результату возникает, если удовлетворяются фундаментальные потребности выживания, и что, поскольку нейролингвистическая психотерапия направлена на достижение результатов и учитывает субъективную природу опыта клиента, она не "идентифицирует или навешивает ярлык на ранее незамеченную часть патологии клиента" (стр. 11). 

Костере и Малатеста (1990) также рассматривают нейролингвистическую психотерапию как модель, облегчающую выбор клиента, помогая ему изменить "границы в своей модели мира" (стр. 20). Они рассматривают цель терапии как "работу с клиентами для того, чтобы способствовать расширению их модели мира, то есть открывать новые возможности, расширять масштаб и глубину их мировоззрений и расширять их модели" (стр. 20). 

Европейская ассоциация нейролингвистической психотерапии (EAN-LPt) определяет нейролингвистическую психотерапию следующим образом: 

Нейролингвистическая психотерапия - это системный образный метод психотерапии с интегративно-когнитивным подходом. 

Основной идеей нейролингвистической психотерапии (НЛПт) является целенаправленная работа с человеком, уделяющая особое внимание его системам репрезентации, метафорам и матрицам отношений. 

В ходе терапевтической работы в НЛПТ вербальное и аналоговое формирование и интеграция выражений чьей-либо жизни и цифровым информационным процессам уделяется равное внимание. 

Цель метода состоит в сопровождении и оказании поддержки людям, чтобы они могли достигать экологически совместимых целей. Кроме того, метод помогает определить субъективно благие намерения, лежащие в основе симптомов болезни и/или дисфункции, таким образом, чтобы можно было отделить старые фиксации на внутреннем и внешнем непродуктивном поведении и убеждениях и установить и интегрировать новые субъективно и интерсубъективно обоснованные модели поведения и убеждения. 

(Jelem & Schutz, 2007) Ассоциация нейролингвистической психотерапии и консультирования (NLPtCA) остается ближе к НЛП и определяет нейролингвистическую психотерапию как специализированную форму нейролингвистического программирования (НЛП). Идея заключается в том, что мы работаем с миром и реагируем на него так, как мы конструируем его на основе нашего опыта, а не непосредственно из "реального мира". 

Мы создаем наши собственные уникальные модели или карты мира. Хотя все такие карты являются подлинными для каждого из нас, ни одна карта не способна полностью отобразить "реальный мир". 

Кроме того, НЛП - это способ изучения того, как люди мыслят, определения успеха, а затем применения этих успешных действий или даже убеждений таким образом, чтобы они работали. Это оказалось практичным и эффективным в широком спектре применений и ситуаций. 

Использование этой формы так называемого "моделирования" изменений может быть довольно быстрым. НЛПт имеет широкую основу и опирается на концепции из многих областей психологии и психотерапии. 

Влияние исходит от гештальт-школы, семейной терапии Вирджинии Сатир, эриксоновской краткой терапии и гуманистической психологии. 

Также существуют четкие связи с областями теории систем, поведенческой психологии и лингвистики. (NLPtCA, 2006)

Нейролингвистическая психотерапия - это модель терапии, которая делает ряд предположений о клиенте еще до того, как клиент приходит на терапию. 

• Клиент является экспертом в своей проблеме и, следовательно, экспертом в решении. (Если они знали, как создать проблему, они в равной степени будут знать, как "устранить" проблему.) 
• Проблема клиента заключается в том, как он структурирует свой субъективный опыт, и поэтому возможно изменить его субъективную точку зрения с помощью вопросов "как", а не "почему". 
• Клиент обладает неограниченными ресурсами и гибкостью поведения; вопрос в том, чтобы облегчить клиенту доступ к этим ресурсам и их использование. 
• У клиента будет своя собственная внутренняя карта возникающей "проблемы", и он разработает ряд моделей поведения в ответ на эту карту. 
• Эти модели поведения были обобщены с течением времени. 
• Каждое из видов поведения, которые демонстрирует клиент, будет иметь цель и функцию. 
• Цель и функция каждого из видов поведения будут положительными для клиента в определенный момент времени. 
• Поведение - это именно оно; это не идентичность человека, и человек всегда больше, чем его поведение. 
• Поведение зависит от контекста, поэтому наступит время, когда они не будут "делать" это поведение, т.е. решение уже существует. 
• Клиент будет сообщать о своем внутреннем ландшафте или "карте" способами, которые являются как сознательными, так и бессознательными.
• Цель терапии состоит в том, чтобы расширить выбор для клиента и привести его к более ресурсному состоянию, чем то, к которому он имеет доступ в настоящее время. 
• Небольшое изменение в структуре реальности клиента может привести к серьезным изменениям в его субъективном опыте. 
• Терапевт не может не проецировать свое восприятие клиента на клиента. 
• Основной фокус терапии направлен на достижение результатов.

Каждое из этих предположений признает субъективность опыта клиента и помогает терапевту уважать и признавать субъективную реальность, которую его клиенты представляют в процессе терапии. 

Карта - это не территория. 

Субъективность опыта 

"Карта - это не территория"  Коржибски лежит в основе нейролингвистической психотерапии как терапевтической модели, которая работает с субъективностью опыта клиента.

Структурные компоненты коммуникационной модели НЛП (рис. 1.1) 

предполагают наличие набора фильтров, которые непосредственно влияют на внутреннее представление внешнего мира. Хотя считается, что модель коммуникации уникальна для НЛП, аналогичные концепции описаны в работе Герхардта (2004, с. 24), который исследовал развивающийся мозг младенца: неосознанно приобретенные невербальные паттерны и ожидания были описаны разными авторами по-разному. 

Дэниел Стерн (1985) называет их представлениями обобщенных взаимодействий (RIGS). 

Джон Боулби называет их "внутренними рабочими моделями". 

Вильма Буччи называет их «эмоциональные схемы (1997). 

Роберт Клайман называет их "процедурной памятью" (1991).



Модель коммуникации НЛП 
Внутренние представления 
Картинки 
Звуки 
чувства 
Запахи
 Вкусы 
Фильтры самоанализа 
Удаляют 
Искажают 
Обобщают 
Время/Пространство 
Материю/Энергию 
Язык 
воспоминания 
решения 
метапрограммы 
Ценности и убеждения 
Установки 
Результаты поведения Рис. 1.1 

Как бы ни были разработаны эти фильтры, каждый из них будет влиять на поведенческие реакции человека. индивид, основанный на его субъективном опыте.

В рамках коммуникационной модели НЛП признается, что человек определяет свою конструкцию внешнего мира с помощью ряда процессов фильтрации: удаление фрагментов опыта, определяемых способностью обрабатывать абстрактные данные и предпочтением усваивать информацию управляемыми порциями; обобщение прошлого приобретенного опыта и поведенческих реакций; и искажение события путем интерпретации его в соответствии с  внутренним миром. 

Основа для фильтрации информации содержится в обзоре Коржибски (1948) по общей семантике, где он предполагает, что удаление - это аффективное нарушение, из-за которого люди не могут распознать намерение, цель или смысл информации, которую они получают от другого человека, "Нарушения семантических реакций в связи с недостаточное образование и невежество должны были рассматриваться в 1933 году как субмикроскопические коллоидные поражения" (стр. 20). 

Нейробиологический компонент этого подтверждается в работе Ротшильда (2000) о травме. Нейронные синапсы связывают как когнитивную, так и соматическую память с мозгом, но Ротшильд утверждает, что "последовательность синапсов не является фиксированной… Новое обучение достигается за счет создания новых синапсных цепочек или адаптации существующих. Forgetting...is результат неиспользования синапсных цепочек - как говорится, "используй это или потеряй" (стр. 19). Она продолжает, связывая это с концепцией искажения в НЛП: 

"Также, к лучшему это или к худшему, из-за изменения синапсов память может быть искажена" (стр. 20). Кроме того, в личностной структуре индивида существует ряд субъективных факторов, которые непосредственно влияют на то, как фильтруется информация - время/пространство/материя/энергия, язык, воспоминания, решения, метапрограммы, ценности, убеждения, установки. Они будут подробно рассмотрены в соответствующих главах книги. Фильтр времени/пространства/материи/энергии поддерживает способность рассуждать и принимать решения.

Логический опыт человека, то есть сознание. Специальная теория относительности Эйнштейна, согласно которой жизнь рассматривается в терминах четырехмерного мира, предполагает, что именно благодаря опыту два человека будут по-разному наблюдать одно и то же - оптическая иллюзия сознания. Ковельман (1998, с. 13) изящно представляет это в интерпретации сознания: чтобы попасть куда-либо в нашем четырехмерном мире, человеку нужно знать, где он находится в данный конкретный момент и где он хочет быть в следующий. Следовательно, местоположение определяется относительным расположением по крайней мере двух точек в пространстве. Без "здесь" мы не можем попасть туда. Без "там" мы никогда не прибудем сюда. Далее, неврологическая система наблюдателя взаимодействует с внешне воспринимаемыми объектами, чтобы создать внутреннее переживание мест и объектов, существующих в четырехмерном пространстве-времени. Это наш неврологический аппарат, который позволяет нам воспринимать незаметно дискретные, небольшие движения, происходящие во времени и пространстве, как непрерывные и плавные.

Именно наш мозг, находящийся здесь, интерпретирует сенсорную информацию снаружи и определяет, как мы понимаем и видим наш физический мир. 

В контексте психотерапии приходится подвергать сомнению концепцию "сейчас". Как терапевт приходит к пониманию "сейчас", существующего для клиента? Как терапевт может определить, что "сейчас", которое, по их мнению, существует для клиента, на самом деле не является их собственной интерпретацией их "сейчас" по отношению к тому, как они интерпретировали "сейчас" клиента? 

Хейли (1993) резюмирует, как Эриксон использовал концепцию работы с пространством и временем, чтобы способствовать изменениям в своих клиентах. 

Он признает, что "стратегическая терапия" Эриксона часто заключалась в использовании гипнотического транса: "трансформируя тяжелый симптом в более мягкий или более кратковременный, он может подумать о переносе межличностной проблемы в логический опыт человека, то есть сознание. 

Специальная теория относительности Эйнштейна, согласно которой жизнь рассматривается в терминах четырехмерного мира, предполагает, что именно благодаря опыту два человека будут по-разному наблюдать одно и то же - оптическая иллюзия сознания. 

Ковельман (1998, с. 13) изящно представляет это в интерпретации сознания: 

чтобы попасть куда-либо в нашем четырехмерном мире, человеку нужно знать, где он находится в данный конкретный момент и где он хочет быть в следующий. Следовательно, местоположение определяется относительным расположением по крайней мере двух точек в пространстве. Без "здесь" мы не можем попасть туда. Без "там" мы никогда не прибудем сюда. Далее, неврологическая система наблюдателя взаимодействует с внешне воспринимаемыми объектами, чтобы создать внутреннее переживание мест и объектов, существующих в четырехмерном пространстве-времени. Это наш неврологический аппарат, который позволяет нам воспринимать незаметно дискретные, небольшие движения, происходящие во времени и пространстве, как непрерывные и плавные. Именно наш мозг, находящийся здесь, интерпретирует сенсорную информацию снаружи и определяет, как мы понимаем и видим наш физический мир. 

В контексте психотерапии приходится подвергать сомнению концепцию "сейчас". Как терапевт приходит к пониманию "сейчас", существующего для клиента? Как терапевт может определить, что "сейчас", которое, по их мнению, существует для клиента, на самом деле не является их собственной интерпретацией их "сейчас" по отношению к тому, как они интерпретировали "сейчас" клиента? Хейли (1993) резюмирует, как 

Эриксон использовал концепцию работы с пространством и временем, чтобы способствовать изменениям в своих клиентах. Он признает, что "стратегическая терапия" Эриксона часто заключалась в использовании гипнотического транса: "трансформируя тяжелый симптом в более мягкий или более кратковременный, он может подумать о переносе межличностной проблемы в преимущество" (стр. 18). 

Пример того, как Эриксон использовал это в семейном контексте, приведен Хейли (1993).

Эриксон начинает с объяснения того, как он изначально представлял себе семью вместе, чтобы "заложить фундамент" (стр. 32) семейной динамики, и использовал бы стулья, на которых сидел каждый член семьи, в качестве пространственных индикаторов семейных ролей: "эта пространственная разделенность обычно не позволяет другим вторгаться в разговор, и это безжалостно вынуждает других придерживаться более объективной точки зрения" (стр. 33). Он позаботился о том, чтобы у него также была возможность отправлять "членов семьи в офис и обратно" (стр. 33). Затем он смог использовать пространственные отношения внутри семьи как способ, позволяющий клиенту взглянуть на вещи с точки зрения другого члена семьи. "Я осторожно поднимаю отца со стула и сажаю его в кресло матери… Я мог бы посадить маму в кресло ребенка, по крайней мере временно. Иногда я комментирую это словами: "Когда вы сидите там, где сидел ваш сын, вы можете более ясно думать о нем" (стр. 33). Он резюмирует цель этой семейной работы следующим образом: "семейная группировка перестраивается, чего вы добиваетесь, меняя семью" (стр. 33). 

Восприятие реальности 

Мы - это то, что мы думаем. Все, чем мы являемся, возникает из наших мыслей. Своими мыслями мы создаем мир. ("Будда", цитируется Байромом, 1976). 

Одно из определений НЛП - это изучение субъективного опыта; в нем содержится представление о том, что все мы по-разному воспринимаем реальность. Мы используем это восприятие реальности для проецирования нашего жизненного опыта. 

воздействие на внешний мир, приводящее нас к концепции "Восприятие - это проекция". 

Нейролингвистические психотерапевты часто ссылаются на Юнга как на влияние, стоящее за этим понятием, однако исторически Фрейд, как человек, оказавший влияние на Юнга, уже предполагал, что суждение - это неприятие стимулов. 

Он постулировал, что восприятие - это нечто большее, чем просто восприятие, скорее оно уже состоит из суждения, которое функционирует как барьер против раздражителей. Кристева в своей биографии Кляйна (2001, стр. 172-173) опирается на это в своем кратком изложении работы 

Кляйна по отрицанию и символизму: 

это то, что отражено в механизме возвращения Фрейда: пациент может назвать сексуальную стимуляцию или признаться в ней только в том случае, если он ее отрицает. (Далее: "Вы спрашиваете, кем может быть этот человек во сне. Это не его мать". Мы исправляем это на; "значит, это его мать") (курсив в оригинале).  

Бейтсон, оказавший сильное влияние на системные и кибернетические аспекты НЛП, подхватил это и использовал греческие философские концепции Креатуры и плеромы в "Семи проповедях" Юнга. к мертвым". Эта идея предполагает, что смысл и организация проецируются на мир, при этом Creatura определяет воспринимаемый мир, подверженный различиям, разграничению и информации, а Pleroma относится к миру, который недифференцирован субъективностью. Концепция о том, что человек создает реальность, основываясь на необходимости проецировать свой субъективный опыт на внешний мир, распространена во многих различных школах психотерапии. Это естественным образом связано со специальной теорией относительности Эйнштейна и принципом Гейзенберга (1932), согласно которому концепция объективной реальности основана на неопределенности. Гейзенберг определил, что любая реальность будет зависеть от позиции, с которой она наблюдается.

Электрон может действовать как волна или частица в зависимости от точки зрения, и всякий раз, когда наблюдается реальность, наблюдатель всегда будет влиять на нее. 

Как психоаналитическая, так и аналитическая психотерапевтическая практика придерживается концепций, сходных с нейролингвистическими представлениями о восприятии и реальности, представленными в работах Фрейда и Юнга, а на противоположном конце терапевтического спектра в рамках личностно-ориентированной терапии существует понятие Роджерса "Восприятие - это реальность". 

Тюдор и Уорролл (2006) комментируют, что "язык - это не столько средство для передачи своего опыта, сколько определяющая структура для него. Если мы согласны с тем, что восприятие - это реальность... тогда язык, который мы используем для описания этого восприятия, также является реальностью" (стр. 40). 

Независимо от того, как возникло понятие "Восприятие - это проекция", нейролингвистический терапевт несет ответственность за то, чтобы помнить о субъективности своего собственного опыта и опыта своего клиента. Они с такой же вероятностью проецируют свою реальность на клиента, как и клиент проецирует свою реальность на свое собственное субъективное восприятие мира. 

В рамках этой концепции "восприятие - это проекция" я включаю принципы причины и следствия Аристотеля (384-322 до н.э.) - все причины вещей являются началами; что мы обладаем научным знанием, когда знаем причину; что знать существование вещи - значит знать причину, по которой она существует. 

В рамках нейролингвистической концепции этот принцип предполагает, что клиент должен быть причиной, позволяющей произойти изменениям. Кто-то мог бы сказать, что клиент уже находится в состоянии причины, потому что он сделал первый шаг в поиске помощи с помощью терапии, но другие будут колебаться в этом вопросе и постулировать, что если бы клиент действительно был в состоянии причины, он бы решил проблему, которая привела его к терапии, следовательно, он должен быть в состоянии эффект их субъективного опыта. 

Следующая часть