Нейролингвистическая психотерапия. Глава 1. Предпосылки в контексте

Нейролингвистическая психотерапия Эриксона, Перлза и Сатира оперировала в рамках ряда структур убеждений, которые позже были приняты в качестве пресуппозиций НЛП, то есть полезных допущений, помогающих процессу коммуникации. Дилтс (в Dilts & Delozier, 2000, стр. 1001-1002) делит пресуппозиции на два компонента: "Карта - это не Территория" и "Биологические взаимодействия являются системными (кибернетическими) в противоположность линейным".

Предпосылки в контексте

Введение Глава 1


Нейролингвистическая психотерапия Эриксона, Перлза и Сатира оперировала в рамках ряда структур убеждений, которые позже были приняты в качестве пресуппозиций НЛП, то есть полезных допущений, помогающих процессу коммуникации. Дилтс (в Dilts & Delozier, 2000, стр. 1001-1002) делит пресуппозиции на два компонента: "Карта - это не Территория" и "Биологические взаимодействия являются системными (кибернетическими) в противоположность линейным". 

Боденхамер и Холл (1999, стр. 64-65) делят пресуппозиции на четыре компонента, увязывая их с различными аспектами модели коммуникации. 

Оба этих определения помещают предпосылки в нетерапевтические рамки, и я рассмотрел их здесь в свете психотерапевтического процесса.

Точка зрения, и всякий раз, когда наблюдается реальность, наблюдатель всегда будет влиять на нее. Нейролингвистическая психотерапия Как психоаналитическая, так и аналитическая психотерапевтическая практика придерживается концепций, сходных с нейролингвистическими представлениями о восприятии и реальности , представленными в работах Фрейда и Юнга, а на противоположном конце терапевтического спектра в рамках личностно-ориентированной терапии существует понятие Роджерса "Восприятие - это реальность". 

Тюдор и Уорролл (2006) комментируют, что "язык - это не столько средство для передачи своего опыта, сколько определяющая структура для него. Если мы согласны с тем, что восприятие - это реальность... тогда язык, который мы используем для описания этого восприятия, также является реальностью" (стр. 40). Независимо от того, как возникло понятие "Восприятие - это проекция" , нейролингвистический терапевт несет ответственность за то, чтобы помнить о субъективности своего собственного опыта и опыта своего клиента. Они с такой же вероятностью проецируют свою реальность на клиента, как и клиент проецирует свою реальность на свое собственное субъективное восприятие мира. Эриксон, Перлз и Сатир действовали, исходя из ряда структур убеждений , которые позже были приняты в качестве предпосылок НЛП, то есть полезные предположения, которые помогают процессу коммуникации. Дилтс (в Dilts & Delozier, 2000, стр. 1001-1002) делит пресуппозиции на два компонента: "Карта - это не территория " и "Биологические взаимодействия являются системными (кибернетическими) в противоположность линейным". Боденхамер и Холл (1999, стр. 64-65) делят пресуппозиции на четыре компонента, увязывая их с различными аспектами модели коммуникации. 

Оба этих определения помещают предпосылки в нетерапевтические рамки, и я рассмотрел их здесь в свете психотерапевтического процесса. 

1. "Карта" - это не "территория" - люди реагируют на свое собственное восприятие реальности. 

В рамках этой концепции "восприятие - это проекция" я включаю принципы причины и следствия Аристотеля (384-322 до н.э.) - все причины вещей являются началами; что мы обладаем научным знанием, когда знаем причину; что знать существование вещи - значит знать причину, по которой она существует. 

В рамках нейролингвистики этот принцип предполагает, что клиент должен быть причиной, позволяющей произойти изменениям. 

Кто-то мог бы сказать, что клиент уже находится в состоянии причины, потому что он сделал первый шаг в поиске помощи с помощью терапии, но другие будут колебаться в этом вопросе и постулировать, что если бы клиент действительно был в состоянии причины, он бы решил проблему, которая привела его к терапии, следовательно, он должен быть в состоянии эффект их субъективного опыта. 

Предпосылки в контексте 

Как уже было признано, клиенты представят субъективную карту своей реальности "здесь и сейчас". 

Карта представляет собой представление глубинной структуры клиента после того, как она прошла через процессы фильтрации , удаления, искажения и обобщения. Карта, если ее внимательно изучить, даст ключ к пониманию того, что происходит на глубинном структурном уровне. Эриксон был особенно искусен в том, чтобы замечать подсказки в карте, которые давали представление о том, что может происходить в более глубоких бессознательных структурах клиента. 

Пример, приведенный Розеном (1982) в книге "Мой голос пойдет с вами", относится к клиентке, которая проконсультировалась с 26 врачами, ни один из которых не смог найти у нее ничего плохого; в конце концов ее направили к психиатру. Когда Эриксон поинтересовался , что произошло с каждым из врачей, она ответила: "Ну, я всегда чихала , когда они начинали осматривать мою правую грудь" (стр. 190). Услышав это, Эриксон немедленно позвонил гинекологу и договорился о полном обследование молочных желез клиентки, предполагающее наличие опухоли в правой молочной железе. При осмотре у нее было обнаружено злокачественное новообразование в правой молочной железе, которое было пролечено. Роль терапевта состоит в том, чтобы относиться к представленной карте таким образом, чтобы вызвать полезные изменения для клиента. Это может быть связано с тем, что клиент получает больше "знаний" о своих собственных внутренних ландшафтах, или это может быть решение клиента изменить свою карту в ответ на то, что он знает о картах других людей, основываясь на своей проецируемой реальности. Или, как показано здесь Эриксоном, речь может идти о том, чтобы заметить то, что присутствует на карте и дает ключ к более глубоким процессам. 

2. Смысл сообщения другому человеку заключается в реакции, которую оно вызывает у этого человека, независимо от личности коммуникатора.

Каждый терапевт несет 100%-ную ответственность за свое общение с клиентами точно так же, как клиенты несут 100%-ную ответственность за свое общение с терапевтом. 

Большая часть работы Сатира в семейной терапии заключалась в том, чтобы дать людям возможность взять на себя ответственность за свое общение. 

Она была сторонницей точки зрения, что все люди взаимозависимы друг с другом, и работала с отдельными людьми, чтобы повысить их самооценку и дать им возможность лучше понять точку зрения других людей. 

Она добилась этого, позволив своим клиентам изменить свою точку зрения, разыгрывая различные роли в семье. 

Затем это привело к изменению восприятия человеком самого себя глазами взаимозависимого "другого". 

Метамодель , в том виде, в каком она была выявлена Бэндлером и Гриндером с помощью моделирования Satir, помогала клиентам восстановить связь с глубинной структурой их опыта. 

Делая это, Satir позволила им сделать больший выбор в своих коммуникациях с внешним миром и в то же время переосмыслил их внутренний субъективный опыт, подключив их к источнику из их выводящих из строя конструкций. 

3. Никакая реакция, опыт, поведение не имеют смысла вне контекста, в котором они были установлены, или реакции, которую они вызывают в дальнейшем 

Терапевт будет наблюдать множество значений, которые клиент вкладывает в свой субъективный опыт. 

Если бы терапевт "примерил их" в своей модели мира, с другим набором жизненного опыта, другим набором фильтров и без гештальта, сформированного на основе опыта, они могли бы показаться почти бессмысленными. И даже когда клиент представляет их в своей текущей реальности, значение, которое клиент применяет к событию, на которое он ссылается, будет контекстуально привязано к его реакции на событие в том виде, в каком оно произошло впервые. 

Комментарии Герхардта (2004, стр. 143): С точки зрения взрослых, "жестокое обращение", как правило, означает более грубые и заметные примеры жестокого обращения, такие как избиение и нанесение увечий детям или сексуальное насилие над ними. Я думаю, некоторым взрослым гораздо труднее осознать, что когда тебе говорят, что ты "глупая трата времени", или когда тебя оставляют без присмотра или в одиночестве, это также травмирует зависимых детей. Существенным аспектом травмы является то, что она порождает сомнения в выживании как тела, так и в равной степени психологического "я". 

Как сказал один выживший: "Я должен был поверить, что мне было больно, и я ненавидел себя, потому что я был таким плохим, и поэтому все эти годы я причинял себе боль и ненавидел себя". У меня был случай с клиенткой, которая посетила серию сеансов со мной, всегда косвенно ссылаясь на "то, о чем она не могла мне рассказать, поскольку это было так ужасно". На протяжении этих сеансов я изучал ее модель мира, развивая доверительные отношения, благодаря которым она могла раскрыть этот самый "ужасный" факт. вещь".

Ее "ужасной чертой" была дислексия, и ее опыт изоляции, издевательств и маргинализации в школе создал такой гештальт жестокого обращения и стыда, что ей потребовалось некоторое время, прежде чем она смогла доверить мне эту информацию. 

4. Разум и тело образуют кибернетическую систему 

Большая часть работы Эриксона использовала систему "разум-тело", основанную на его собственном аутогипнотическом опыте общения разума и тела. 

Он включал этот личный опыт в свою клиническую работу с пациентами и общался с одним компонентом физиологического или эмоционального склада человека, чтобы непосредственно влиять на другой аспект. 

Логическое обоснование этого было выдвинуто в работах Чопры. 

Чопра (1989) привнес принципы аюрведической медицины в западное мышление и представил три концепции системы "разум-тело".: 

1. что разум присутствует повсюду в наших телах 
2. что наш собственный внутренний интеллект превосходит все, что мы пытаемся к югу- прошейте снаружи 
3. что интеллект важнее, чем материя тела, без интеллекта тело было бы лишним. 

как Чопра (1989, стр. 41-42) определяет интеллект тела-разума следующим образом: 

Например, каждая клетка в организме запрограммирована своей ДНК делиться с определенной скоростью, производя две новые клетки после того, как материнская клетка разделится пополам. 

Как и все остальное, что регулируется нашим внутренним интеллектом, этот процесс не является чисто механическим. Клетка делится в ответ на свою собственную внутреннюю потребность, объединенную 

сигналы, генерируемые окружающими его клетками, мозгом, удаленными органами, которые "разговаривают" с ним посредством химических посредников. 

Перт (1997) дополнила работу Чопры своими исследованиями нейропептидов, передающих эмоции. Ее исследования показали, что основные лимбические структуры мозга, лежащие в основе наших эмоций, - миндалевидное тело, гиппокамп и лимбическая кора - содержат до 95% нейропептидных рецепторов. 

Она дает ироничную интерпретацию этого открытия применительно к психоанализу: Если мы примем идею о том, что пептиды и другие информационные вещества являются биохимическими элементами эмоций, то их распределение в нервах организма имеет огромное значение, на что Зигмунд Фрейд, будь он жив сегодня, с радостью указал бы как на молекулярное подтверждение своих теорий. Тело - это бессознательный разум! (стр. 141) Эти концепции будут рассмотрены далее в главе 4, где я подробно обсуждаю неврологические аспекты нейролингвистической психотерапии. 

5. Процессы, происходящие внутри человека и между людьми и их окружением, носят системный характер. Наши тела, наши общества и наша вселенная образуют экологию систем и подсистем, все из которых взаимодействуют друг с другом и взаимно влияют друг на друга, и паттерн ассоциаций (якорей) может быть установлен с помощью одного пробного опыта в отличие от линейных повторений 

Эта предпосылка заложена в концепции оперантного обусловливания (Skinner, 1961). 

Принцип предполагает, что любое поведение генерируется с помощью причинно-следственной системы либо положительного, либо отрицательного подкрепления , и является основой программ модификации поведения. 

Скиннер показывает , что случайное поведение, приводящее к вознаграждению, будет повторяться, чтобы увидеть, можно ли получить такое же вознаграждение. 

Это основа обобщенных поведенческих реакций в НЛП. Как только поведение задано, стратегия , которая породила это поведение в первую очередь, часто исчезает из сознания. 

Считается, что положительные стимулы, такие как удовольствие, эмоциональный контакт или физический контакт, увеличивают вероятность повторения поведения, а также боли или эмоционального и физического воздействия.- удаление уменьшит вероятность повторения поведения. 

Поняв, как клиент упорядочил свои системы представления, что привело к определенному поведению, можно изменить последовательность, чтобы добиться другого результата.

О'Хэнлон (2000) развил работу Эриксона, сформулировав модель терапии возможностей, которая подробно описана в его книге "Сделай что-нибудь по-другому". 

Он предполагает, что если клиенты изменят либо один аспект "действия" в ситуации, либо один аспект "видения" ситуации, то проблема изменится. 

О'Хэнлон и Вайнер-Дэвис (2003, стр. 130-131) перечисляют восемь способов изменить "выполнение" или "просмотр" проблемы или жалобы в том виде, в каком они воспринимаются клиентом: 

• изменить частоту или темп рассмотрения жалобы 
• изменить сроки рассмотрения жалобы 
• изменить продолжительность рассмотрения жалобы 
• изменить место рассмотрения жалобы 
• добавьте (по крайней мере) один элемент в шаблон жалобы 
• изменить последовательность элементов/событий в жалобе шаблон 
• разбейте схему подачи жалобы на более мелкие фрагменты или элементы
• свяжите рассмотрение жалобы с выполнением какой- либо рутинной деятельности. 

Мать 12-летнего мальчика обратилась ко мне за консультацией по поводу терапии для ее сына. Некоторое время назад у него был диагностирован синдром Туретта , и она находила его поведение все более трудным. Когда молодой человек пришел на терапию, он был необщителен, выглядел угрюмым и избегал зрительного контакта или содержательного диалога. Он неохотно рассказал мне немного о своем семейном опыте; он чувствовал, что ему давали все, что он хотел, и, кроме раздражения из-за своей младшей сестры, не видел в этом проблемы. У него были трудности в школе, к нему придирались из-за его спонтанных тиков и речевых срывов, и его все чаще исключали из школы за плохое поведение. Через некоторое время мы нашли несколько областей, которыми он действительно хотел поделиться со мной, и он очень оживился, рассказав мне о 24-часовых соревнованиях по гребле, в которых он участвовал ради благотворительности. Он гордился тем, что готовился к этому, вставая каждый день на час раньше и тренируясь на своей гребной машине перед походом в школу. Я предложил ему вставать на час раньше и использовать это время для того, чтобы "делать" свои тики и голосовые всплески каждый раз, когда он тянет перекладину. Это должен был быть единственный раз, когда он мог это сделать, и ни в какое другое время, и он мог делать это столько, сколько ему заблагорассудится. На самом деле, чем быстрее он греб, тем выносливее становился и тем больше раз он мог "делать" свои тики и речевые нарушения. Через две недели после этого сеанса его мать позвонил, чтобы сказать, что он не хочет возвращаться на следующий сеанс, так как не считает, что я ему помог. Теперь у него были тики чаще, чем когда-либо, поскольку он понял , что я дал ему "разрешение" делать их так часто, как он захочет. Тики теперь действовали ему на нервы, и он хотел остановиться. Однажды вечером он взял молоток и каждый раз, когда у него начинался тик, бил молотком по ноге. С того вечера его симптомы полностью прекратились, и с тех пор у него не было никаких симптомов. Я видел его совсем недавно, через пять лет после этой терапии. Он вырос в очаровательного молодого человека и с нежностью вспоминает, как злился на меня за то, что я не разобрался с ним, и как ему удалось "исправить" себя. 

По сути, я изменил один аспект его "решения" проблемы и с помощью некоторого гипотетического предложения довел его до такого состояния, когда он больше не мог "выполнять " первоначальную жалобу. 

6. Мы уважаем модель мира каждого человека - ни одна индивидуальная карта не является более "реальной" или "правдивой", чем любая другая. 

Все карты имеют определенную достоверность Эриксон был мастером в поиске новых и творческих способов продемонстрировать уважение к мировоззрению своего клиента и использовать его с терапевтической пользой. 

В примере, приведенном ниже Хейли (1993, с. 28), он помогает своему клиенту перейти на должность, связанную с полезной деятельностью в терапевтическом сообществе. 

Готовность Эриксона работать с метафорами применима не только к вербальному обмену, но даже к людям, которые живут метафорической жизнью.  Такой стиль жизни типичен для шизофреников, и Эриксон предполагает, что с шизофреник важным посланием является метафора. 

Например, когда Эриксон работал в штате Вустерской государственной больницы, там был молодой пациент, который называл себя Иисусом. Он расхаживал как Мессия, был закутан в простыню и пытался навязать людям христианство. Эриксон подошел к нему на территории больницы и сказал: "Я так понимаю , у вас был опыт работы плотником?" 

Пациент мог только ответить , что был. Эриксон привлек молодого человека к специальному проекту по изготовлению книжного шкафа и переключил его на производительный труд. При обсуждении конструктивизма и субъективной природы реальности в главе 2 важно, чтобы терапевты демонстрировали уважение к модели мира клиентов, даже если эта модель мира создает трудности для терапевта или тех, кто окружает клиента. Насколько легко терапевт сможет это сделать, будет определяться его собственной готовностью действовать в рамках конструктивистских принципов, принимая тот факт, что даже в качестве наблюдателя терапевт, вероятно, будет влиять на систему. Что терапевты придерживаются в рамках своих собственных неписаных правил и ожиданий, которые могут повлиять на восприятие реальности другим человеком? 

7. Не все взаимодействия в системе находятся на одном уровне. То, что является положительным на одном уровне, может быть отрицательным на другом . 

Полезно отделять поведение от "я", отделять позитивное намерение, функцию, веру и т.д., которые порождают поведение, от самого поведения.  

Бейтсон относится к "я" как к предельной номинализации или абстракции , находящейся за пределами любой объективной формы значения. Как только описание приписывается личности человека, оно начинает оказывать существенное влияние на его субъективный опыт. 

Коржибски (1948, с. xxix) боролся с концепцией идентичность и придерживался мнения, что идентичность не существует, кроме как в умах философов и психически больных: 

Эти "философы" и т.д., похоже, не осознают, приводя единственный пример, что, обучая и проповедуя "идентичность", которая эмпирически не существует в этом реальном мире, они неврологически обучают будущие поколения патологическим идентификациям, обнаруживаемым у "психически" больных или дезадаптированных... что бы мы ни говорили объект "есть, его нет", потому что утверждение вербально, а факты таковыми не являются. (курсив в оригинале) 

Нейролингвистическая психотерапия предложила бы признать территорию индивида и предположить, что люди - это гораздо больше, чем их поведение. 

В рамках программной модели терапии, если терапия основывается на работе Дилтса и воздействует на изменения, способствующие формированию и повторному подключению идентичности, которая выходит за рамки существующей проблемы, тогда клиент вполне может создавать будущие проблемы с вновь созданной идентичностью, особенно если у клиента есть вторичная выгода на уровне идентичности от существующей проблемы. Я вспоминаю своего студента, проходившего курс практической подготовки в конце 1990-х годов. К концу программы она сильно расстроилась ; она была обеспокоена тем, что "я снова это делаю - я всегда заканчиваю словами: "Посмотри на меня, бедная К- ищущая внимания, я всегда в конечном итоге ищу внимания". Кей боролась с поведением, которого придерживалась на уровне идентичности. 

Она проработала оставшуюся часть курса, чтобы справиться с этим. Она сформулировала для себя и в своем сознании более экологичную идентичность и интегрировала поведение, направленное на привлечение внимания. Через пару лет после этого в конце концов, она вернулась ко мне на терапию. И снова она боролась со своей потребностью во внимании и перепробовала ряд процессов с самой собой, чтобы справиться с этим, но все безрезультатно. Она справилась с рядом проблем, и я больше не видел ее еще пару лет. Недавно она вернулась к терапии и на этот раз научилась принимать, что ее поведение именно такое, ее личность такая, какая она есть, и что попытка изменить что-либо из этого удержит ее в том же круге "безумия ", из которого она потратила 30 лет, пытаясь выбраться. 

Клиентка больше не работает на уровне идентичности и не придает этому значения; она научилась жить с тем, кто она есть, принимать свое собственное поведение и находить новые варианты просто "быть", без какой-либо необходимости навешивать ярлыки на свою идентичность. 

8. На каком-то уровне все поведение является (или когда-то было) "позитивно направленным", и люди делают наилучший доступный им выбор, учитывая возможности, которые, по их мнению, доступны им из их модели мира 

Как первоначально сформулировал Роджерс (1951, с. 491) в своей теории личности, "Поведение - это, по сути, целенаправленная попытка организма удовлетворить свои потребности в том виде, в каком они переживаются, в той области, в какой они воспринимаются". Тюдор и Уорролл (2006, с. 88) расширили это в рамках личностно-ориентированной терапии, рассматривая "причудливое, деструктивное или саморазрушающее" поведение как "выражение склонности [клиента] к самореализации". Хейли (1993) также выявила это в работе Эриксона, предложив альтернативный взгляд на то, что предлагается с помощью психодинамических методов, отметив, что "Эриксон позитивно оценивает то, что делают люди и поощряет изменения" (стр. 34). 

Хейли признала, что Эриксон использовал аспект трудностей, с которыми сталкивался клиент в терапии, как способ улучшения функционирования личности. "Вместо того, чтобы предполагать, что в бессознательном есть что-то враждебное, что должно быть извлечено наружу, он предполагает, что там есть позитивные силы, которые необходимо высвободить для будущего развития личности" (стр. 34). Это поощрение или признание положительных качеств нежелательных аспектов поведения человека наблюдается у эриксоновских терапевтов второго поколения, которые перенесли теорию Гиллигана (1997) о взаимоотношениях с самим собой на арену нейролингвистической психотерапии. Возвращаясь к Кей, упомянутой выше: теперь она научилась принимать свою потребность во внимании и превратила это в то, как она может уделять внимание себе. Она обдумала, как она могла бы обратить внимание на свои собственные чувства изоляции и одиночества и подтвердить их, когда ее муж в отъезде. Она обдумала, как бы ей хотелось привлечь к себе внимание, когда он вернется домой, и какие конкретные формы поведения она могла бы перенять, которые с наибольшей вероятностью привлекут к нему положительное отношение. Теперь клиентка перешла к "причине" в своем жизненном выборе и больше не находится "под влиянием" своего окружения или своих внутренних негативных реакций. 

9. Процессы, происходящие внутри человека, а также между людьми и их окружением, носят системный характер. 

Наши тела, наши общества и наша Вселенная образуют экологию систем и подсистем, все из которых взаимодействуют друг с другом и взаимно влияют друг на друга. 

Бейтсон (2000) придерживался точки зрения, что разум функционирует в рамках экологической системы и что внедрение в него идей подобно внесению семян в окружающую среду. Семена могут пустить корни, прорасти и расцвести только в том случае, если система поддерживает их. Поэтому любые изменения, которые то, что предпринимается с клиентом, должно рассматриваться в свете более широкой системы. 

Предложение клиенту каких-либо изменений без учета экологических перспектив существующего состояния клиента и моделей его поведения может привести к тому, что клиент создаст более серьезную проблему, чем та , которая у него была изначально. 

В качестве альтернативы клиент может довести до сознания лежащие в основе подавленные процессы, которые существующее поведение оставляло скрытыми, т.е. понятие вторичной выгоды, посредством которой клиент может решать более сложные проблемы, если они разрешат существующее поведение. 

10. Невозможно полностью изолировать какую-либо часть системы от остальной системы. Люди не могут не влиять друг на друга, и люди реагируют в соответствии со своими собственными представлениями о реальности.

Большинство терапевтов понимают поверхностные аспекты этой предварительной позиции и признают, что клиент будет общаться способами, способствующими взаимопониманию. 

Я бы предпочел рассмотреть эту предпосылку с двух точек зрения, первая из которых заключается в ее предполагаемом значении, что клиенты найдут способы сообщить о своем внутреннем ландшафте; вторая - рассмотреть более сложный процесс коммуникации и то, как Ватцлавик интерпретировал эту предпосылку до того, как она была принята НЛП. 

Клиенты часто используют творческие и неосознанные способы передать свой внутренний ландшафт в терапии. О'Хэнлон (2002, с. 41) демонстрирует эту предварительную позицию в "Практике", где он ссылается на молодую девушку, которая консультировалась у него по поводу терапии, но "взволнована и... боится говорить об этом". Некоторое время между О'Хэнлоном и девушкой продолжается диалог, пока , наконец, он не говорит: 

"Хорошо, я знаю, что это может не иметь смысла, но то, что я хочу сказать, можно понять где-то глубоко внутри. Вы можете сказать мне и не говорить в одно и то же время". Это создало двойную связь для клиентки , поскольку она получила возможность сохранить свой секрет, в то же время рассказывая ей бессознательно рассказала историю терапевту, что она тут же сделала руками. Когда она закончила и ее руки перестали двигаться, она открыла глаза и улыбнулась, явно испытывая облегчение. "Вот так", - сказала она, "ты был прав. Я говорил тебе и не говорил одновременно. Мои руки рассказали тебе всю историю моего жестокого обращения. Теперь я могу рассказать вам словами." Есть много способов, которыми терапевты могут помочь клиентам общаться, и, уважая их карту мира и придерживаясь этой предпосылки, при достаточном взаимопонимании и лингвистических навыках можно работать с более глубоким субъективным опытом клиентов. Взгляд Ватцлавика (Watzlawick, 1978) на эту предпосылку использует влияние Платона на Перлза, чтобы рассмотреть возможность того, что общение терапевтов с клиентами может граничить с манипуляцией и злоупотреблением властью. Он резюмирует свой довольно страстный взгляд на это, говоря: "Нельзя не влиять. Поэтому абсурдно спрашивать, как можно избежать влияния и манипулирования, и на нас ложится неизбежная ответственность за то, чтобы самим решить, как этому основному закону человеческого общения можно следовать наиболее гуманным, этичным и эффективным образом" (стр. 10-11 ). Затем это подводит меня к субъективному восприятию реальности как терапевта. Как терапевт может распознать, когда его собственная субъективная карта создает сложности внутри клиента, к которым терапевт остается слепым ? Это поднимает вопросы, касающиеся роли супервизии и того, как ее можно использовать для понимания субъективных переживаний, которые терапевт может привнести в свою работу. Это также поднимает вопросы относительно необходимости или нет личной терапии для терапевта, работающего с клиентами более кратко. Как супервизия, так и персональная терапия предоставляют возможность нейролингвистическому психотерапевту исследовать свою собственную субъективную реальность и осознать свои потенциальные слепые зоны. 

11. Системы "самоорганизуются" и естественным образом стремятся к состоянию равновесия и стабильности. 

Сбоев нет, только обратная связь НЛП часто изображается как быстрая форма работы по изменению, и я знаю некоторых терапевтов, которых коллеги ругали за то, что они тратили больше нескольких часов на завершение терапии с конкретным клиентом. В некоторых случаях, описанных в работе Эриксона с клиентами, он работал с ними на протяжении ряда лет. Эриксон также рассматривал неспособность клиента отреагировать на терапию как обратную связь о текущей ситуации клиента. В книге Розена (Rosen, 1982) Эриксон рассказывает историю алкоголика, который хотел бросить пить. Вместо того чтобы сосредотачиваться на употреблении алкоголя, Эриксон работает с клиентом стратегически и выявляет ресурсы в жизни клиента, которые он мог бы привнести в терапевтические отношения. Клиент женат, и они с женой приобрели загородный дом, который они приспособили для длительных поездок летом. Клиент ссылается на уровень свободы , который он испытывает в своем загородном доме. - Здесь нет телефона. Мы в десяти милях от цивилизации. Здесь прекрасно обставлено. Там есть все виды еды и выпивки, которые только можно принести. И каждое лето мы с женой проводим там около двух-трех недель обнаженными, по-настоящему наслаждаясь жизнью" (стр. 128). Эриксон использовал это как потенциальный ресурс и предложил клиенту стратегию, гарантирующую, что он не сможет получить доступ к алкоголю, проводя время в доме отдыха. Ответом клиента на это было: "Доктор, я думаю, что ошибаюсь насчет желания бросить пить" (стр. 128). Эриксон всегда использовал обратную связь со своими клиентами во время терапии, чтобы оценить их готовность измениться и эффект его терапевтического подхода. происходил в разные моменты времени. Выявление любой вторичной выгоды, которую клиент может получить в связи с отказом от существующей модели поведения, является одним из ключевых элементов оценки готовности клиента измениться. В главе 8 я рассмотрите дополнительные процессы, которые позволяют оценить готовность клиента к изменениям. 12. Закон необходимого разнообразия - часть системы , обладающая наибольшей гибкостью поведения, будет управляющим или каталитическим элементом в системе Основанная на кибернетике и теории систем, эта предпосылка принимает принцип, согласно которому чем более гибким в общении является терапевт, тем больше вероятность того, что он сможет напрямую влиять на систему клиента . В терапии важно учитывать представление о том, что клиент уже проявил чрезмерный уровень бессознательного контроля над сохранением своего нынешнего состояния и обстоятельств; в противном случае он не обращался бы за внешней помощью для решения проблемы. В рамках методологии НЛП существует ряд процессов, которые, если их обучить клиенту, позволят сделать больший выбор в рамках его собственной системы, включая любые , которые облегчают диссоциацию от текущего состояния и ассоциацию с будущим желаемым состоянием. 

13. У людей уже есть (или потенциально есть) все ресурсы, необходимые им для эффективной деятельности 

Эта предпосылка легла в основу работы Эриксона, при этом он исходил из принципа, что люди не только обладают всеми необходимыми им ресурсами, но и не сломлены и, следовательно , не нуждаются в исправлении. 

Под ресурсами я подразумеваю внутренние ресурсы, а не те, что находятся во внешнем мире. 

Рефрейминг играет здесь определенную роль, поскольку что- то, что клиент может воспринимать как проблему, при надлежащем рефрейминге на самом деле может быть использовано как ресурс, способствующий выздоровлению и росту личности: 

как в случае с К., которая научилась использовать свою предыдущую проблему привлечения внимания как эффективный калибратор ее внутреннего состояния, чтобы, когда ей нужно было обратить на себя внимание, ее внутренний механизм-анисм сообщил бы ей об этой потребности. 

Ротшильд (2000, стр. 88-92) предполагает, что у нас есть пять основных классов ресурсов: 

функциональные, 
физические, 
психологические, 
межличностные
и духовные. 

Когда речь идет о неврологических уровнях Дилтса, функциональными ресурсами будут те, которые хранятся на уровнях окружающей среды, и будут включать такие факторы, как контракты на терапию. 

Клиенту рекомендуется работать в рамках контракта, который включает контакты вне терапии или другие факторы, которые могут выступать в качестве защитного механизма при работе с травмой, например, спят с телефоном рядом с собой ночью после того, как их ограбили. 

Физические ресурсы - это те, которые удерживаются на поведенческом уровне и внутри физического тела, такие как использование ресурсных якорей или занятие новыми физическими упражнениями, которые помогают решить проблему. 

Психологические ресурсы относятся к тем, которые находятся на уровне способностей, ценностей и убеждений.

К ним относятся врожденные психологические преимущества, которыми обладает индивид, а также те ресурсы, которые до сих пор использовались в качестве защитных механизмов. 

Ротшильд (2000) предполагает, что поиск противоположности защитному механизму создает выбор и баланс, а также потенциальный ресурс. 

В качестве примера она приводит диссоциацию, в соответствии с которой, по ее мнению , диссоциация может быть полезной стратегией в стоматологической работе, однако, если ее не контролировать, диссоциация такого масштаба может вызвать проблемы в других областях повседневной жизнедеятельности. 

Что такое needed...is помочь клиенту научиться контролировать свою диссоциацию, сохраняя способность делать это, когда это полезно... и оставаться присутствующим, когда это безопаснее или полезнее" (стр. 90). 

Межличностные ресурсы - это те, которые получены на уровне идентичности и включают людей, с которыми человек идентифицирует себя здесь и сейчас или из прошлого. 

Духовные ресурсы - это те, которые включают веру за пределами идентичности, например, веру в высшую силу. 

Ротшильд выражает обеспокоенность по поводу контрпереносной реакции терапевта, когда система убеждений терапевта противоречит системе убеждений клиента. 

Работая в конструктивистским способом и признанием собственных предубеждений как терапевта этот риск может быть сведен к минимуму, и клиенты могут получить возможность использовать любые духовные ресурсы, подходящие для них в данный момент времени. 

14. "Самые мудрые" и "сострадательные" карты - это те, которые предоставляют самый широкий и насыщенный выбор, в отличие от самых "реальных" или "точных" 

Идея о том, что любое общение и работа с клиентами должны расширять возможности выбора и, что более важно, что клиент всегда будет уходить в лучшем состоянии и с большим выбором, чем когда он пришел, не нова для нейролингвистической психотерапии. 

Бейтсон (1972, стр. 487) предполагает, что "Как у терапевтов, очевидно, у нас есть долг. 

Во-первых, достичь ясности в себе; а затем искать все признаки ясности в других и воплощать их в жизнь и укреплять их во всем, что есть в них разумного.' Вместо того чтобы сосредотачиваться на том, "почему" у клиентов дела обстоят именно так, вопрос о том, "как" обстоят дела и "как" они могли бы быть другими, - это процесс, который неизбежно расширяет карту и систему отсчета для клиента.

Включение работы, ориентированной на решение, в терапевтические отношения с клиентом создает среду, в которой перед клиентом неизбежно открывается выбор . 

Основными принципами терапии, ориентированной на решение, изложенными О'Хэнлоном и Вайнер-Дэвисом (2003, с. 32-50), которые изначально были разработаны на основе гипноза, ориентированного на решение, Эриксона, являются:

• у клиентов есть ресурсы и сильные стороны для разрешения жалоб 
• изменения постоянны 
• работа терапевта заключается в выявлении и усилении изменений 
• обычно нет необходимости много знать о жалобе , чтобы разрешить ее 
• нет необходимости знать причину или функцию жалобы, чтобы решите это
• небольшое изменение - это все, что необходимо; изменение в одной части системы может привести к изменениям в другой части системы
 • клиенты определяют цель 
• возможно быстрое изменение или разрешение проблем 
• не существует единого "правильного" взгляда на вещи; различные точки зрения могут быть столь же обоснованными и могут так же хорошо соответствовать фактам
 • сосредоточьтесь на том, что возможно и изменчиво, а не на том, что невозможно и не соответствует действительности. 
неразрешимый. 

15. Индивидуальные навыки являются функцией разработки и последовательности репрезентативных систем

Дилтс (в работе Dilts & Delozier, 2000) предполагает, что именно последовательность и использование репрезентативных систем, то есть способность обрабатывать информацию в визуальных, аудиальных и кинестетических системах, позволяет человеку получать те результаты, которые он получает, и именно способность получать доступ к ним и использовать их является ключевым фактором. основа для получения позитивного жизненного опыта. 

Он также использует эту предпосылку, чтобы предположить, что, поскольку индивиды обладают способностью использовать все репрезентативные системы, можно смоделировать последовательность и порядок репрезентативных систем в рамках врожденной модели и внедрить это в кого-то другого. 

С терапевтической точки зрения, это способствовало бы разработке результатов, выявлению последовательности репрезентативных систем в рамках результата и помогло бы клиенту внедрить это в себя. 

Бэндлер (1985, с. 7) довольно вызывающе сказал: 

Большинство людей не используют активно и осознанно свой мозг. Ваш мозг подобен машине без выключателя. Если вы не даете ему чем-то заняться, он просто работает без остановки, пока ему не надоест. Если вы поместите кого-то в камеру сенсорной депривации, где нет внешнего опыта, он начнет генерировать внутренний опыт. 

Если ваш мозг сидит без дела, он начнет что-то делать, и, похоже, ему все равно, что именно. Вам может быть не все равно, но это не так. Как часто человек на самом деле задумывается о том, что делает его мозг ? Неврологические исследования показали, что при правильном руководстве и поддержке можно перепрограммировать мозг для достижения других результатов. Нейролингвистическая терапия предлагает клиентам ряд процедур, с помощью которых они могут начать лучше контролировать то, как они предпочитают использовать свой мозг, и тем самым влиять на результаты, которые они получают. Коржибски (1948, с. 62) уже упоминал об этом в своей работе "Наука и здравомыслие", комментируя, что мы лингвистически лишены возможности снабжать потенциально "рациональное" существо средствами для рациональности". Он сравнивает нервную систему человека с функционирующей у животных и предполагает, что большинство людей живут в состоянии "приостановленного развития или регресса и, в целом, каких-либо нарушений" (стр. 62). 

По сути, Коржибски имеет в виду, что чем больше людей пытаются чем больше мы рационализируем и контролируем бессознательные побуждения с помощью упорядоченных процессов, тем больше вероятность того, что они закончатся какой-либо формой подавленного или повторно подавляемого невроза или нарушения поведения. 

Отсюда стремление Эриксона работать только с бессознательным и каким-то переосмысленным образом сделать существующие модели поведения приемлемыми. 

Нейролингвистическая психотерапия как терапевтическая модель

Основным принципом НЛП является способность моделировать специфическое поведение и воспроизводить его в других контекстах. 

Нейролингвистические психотерапевты взяли фундаментальные принципы НЛП и адаптировали их для эффективной работы в терапевтическом контексте. 


Субъективность индивидуального опыта выступает в качестве основы для любой работы по изменению, предлагаемой в рамках психотерапии, и в следующей главе я рассмотрю субъективный процесс в рамках конструктивизма, гипнотерапии и более широких психотерапевтических рамок.