Sven-Goran Eriksson_about football (part2)

Две команды с большой репутацией, Милан и Ювентус, имеют поразительно высокие психологические стандарты.

 

СВЕН-ЁРАН ЭРИКССОН
О ФУТБОЛЕ

соавторы:
Вилли Райло и
Хокан Матсон

(часть вторая)

 

ХОРОШАЯ КОМАНДА

- Культура победы и роль тренера-

Две команды с большой репутацией, Милан и Ювентус, имеют поразительно высокие психологические стандарты. Длительное время они смотрели на победу как на свое законное право, и положительное мышление доминирует в этих клубах. Конечно, одной из причин стал успех этих клубов, но культура победы может и создаваться.

Райло:

Культура победы создается системой поощрений и наказаний, таким образом что мы воспринимаем требуемые от нас ценности, нормы и отношения. Личность быстро адаптируется к правилам, обычаям, условиям, ценностям и языку группы. Основа культуры - это коллективная психология, которую мы можем назвать "психологической культурой".

Психологическая культура группы людей - семьи, футбольной команды, компании, нации - нельзя недооценивать. Мы уже показывали, что образ наших мыслей имеет решающее значение для нашего личного успеха. То же самое справедливо и для целых команд, клубов, иногда для всего вида спорта.

КАК МЫ ДУМАЕМ КОЛЛЕКТИВНО?

Эрикссон:

Два года назад никто в Лацио не верил, что клуб сможет выиграть чемпионат. Такого не случалось 26 лет. Лацио выработал культуру, при которой в нем говорили о "невезении". Как только что-то подтверждало эту точку зрения, все говорили: "Обычное дело для Лацио..."

Райло:

Важно понять, каким образом создать культуру, способную победить трудности, сделать неожиданное, достичь теоретически невозможного. Начнем с того, что культура создается посредством распространения и принятия мыслей. Психологическая культура команды устанавливает образец того, как игроки и команда реагируют в различных обстоятельствах.

Гордись майкой команды

Эрикссон:

Да, важно гордиться тем, что носишь майку своей команды. В культуре победителей люди думают: "Мы сильны, нам нечего бояться. Нас не волнует то, что могут сделать соперники. Мы делаем свое дело".

Отрицательные мысли распространяются быстрее положительных

Райло:

Одна из проблем состоит в том, что негативные мысли распространяются быстрее позитивных. Если игрок в команде настроен пораженчески, он может легко заразить и другого игрока. А если двое так настроены, то скоро их станет четверо. Вскоре вся команда приобретает отрицательную психологическую культуру, пораженческую культуру. Игроки при этом видят на поле одни
трудности, но не замечают возможностей. Я часто видел игроков, попавших в отрицательную культуру и загубленных.

Однако справедливо и обратное: игроки, попавшие в позитивную
психологическую культуру, сами начинают мыслить позитивно. Это улучшает их результаты - а это настраивает их еще более позитивно -и мы имеем культуру победителей во всей команде.

СОЗДАНИЕ КОМАНДЫ ПОБЕДИТЕЛЕЙ

Возьмем две команды с совершенно разными психологическими культурами:

В команде А преобладают следующие мысли:

"Не ставь высокие цели, потому что их не достичь"

"Мы слишком слабы, чтобы побеждать на международном уровне"

"Мы должны, мы обязаны, нам нужно"

"Слишком много ответственности брать нельзя"

"У всех условия лучше, чем у нас".

В команде В следующая психологическая культура:

"Брать на себя ответственность интересно"

"Мы стоим друг за друга во всем"

"Изменения интересны"

"Мы хотим, мы попробуем, мы можем"

"Мы не откажемся от наших целей, даже после неудач"

"Мы будем атаковать, независимо от положения".

Разумеется команда. В достигнет большего успеха. Давайте вкратце
охарактеризуем культуру победителей. В ней преобладают следующие черты:

•                   Прорывные цели

•                   Творческое мышление

•                   Сильное чувство коллективизма

•                   Наступательный образ мыслей

•                   Высокая уверенность в своих силах

•                   Высокий психологический настрой

•                   Низкий уровень беспокойства

•                   Широкая зона уверенности

•                   Свежие мысли

•                   Вовлеченность каждого игрока, каждый из которых одинаково важен

•                   Концентрация на качестве игры во всех ситуациях

Райло:

Есть два основных способа создания культуры победителей:

1.       ХОРОШИЙ ПРИМЕР

Бьёрн Борг как хороший пример

Спортсмен прокладывает путь для всех и становится для других хорошим примером.

Длительное время шведский теннис был на низком уровне, пока Бьёрн Борг не выиграл Уимблдон. И вдруг маленькая страна с населением девять миллионов начала производить теннисистов мирового класса одного за другим, таких как Мате Виландер и Стефан Эдберг.     Условия  в Швеции не изменились:  холодный  климат и недостаток крытых кортов как были, так и остались. Но Борг создал условия для культуры победителей в шведском теннисе. Он разрушил барьеры, показал дорогу и стал хорошим примером для многих.

Кроме того, были хорошие руководители и тренеры, которые поняли, как можно максимально использовать прорыв Борга и создать культуру, в которой растут таланты.

У Швеции была еще одна звезда - Гунде Сван, лыжник на длинных дистанциях.

Он тоже стал примером разрушения барьеров в своем виде спорта - но его успехи не имели такого воздействия на страну в целом.

Гунде Сван объясняет это следующим образом: "Я всегда был сконцентрирован на одном человеке по имени Гунде Сван. Я делал для себя все, тренировался и выигрывал соревнования. Проблема в том, что все вокруг меня тоже не думали ни о ком, кроме Гунде Свана. Это наверное было хорошо для меня, но мало что дало всему моему виду спорта".

Так что мало просто проложить путь. Руководители и тренеры должны извлечь максимум из хорошего примера.

Метод примера хорош, но рискован. Ожидание своего кумира может затянуться. А когда он появится, будет уже поздно.

2.       НЕ ЖДАТЬ, А СДЕЛАТЬ САМОМУ

Психология победителей должна направляться

Тренеры могут создать культуру победителей своими силами. Это метод основан на анализе: которая психологическая культура доминирует? Что положительно? Что отрицательно? Таким образом мы определяем культуру, которую хотим создать, и начинаем систематически работать над направлением других к требуемой культуре.

"Направляющий" подход предпочтителен в качестве нашего основного метода. Если вначале создать культуру победителей, то и группа и, в не меньшей степени, окружающая среда с большей готовностью примет успех. Роль тренера при этом методе имеет решающее значение. Тренер должен при этом быть образцом личности, прорывающей барьер, человеком не боящимся стать лидером и повести за собой всю команду к победам.

Как это произошло в Лацио? Вы верили в хороший пример или выбрали создание культуры?

Эрикссон:

Я сочетал оба метода. Важно было ввести в команду новых игроков, которые принесли с собой настрой на победу. Достаточно было добавить двух-трех игроков, которые стали моим инструментом изменения отношения к делу и психологии команды. Еще я добился четкой организации обеспечения команды, чтобы все шло по плану и без излишнего раздражения.

Я уже упоминал феномен Лацио, когда команда считала, что ее преследует невезение. Я изменил этот отрицательный образ мыслей и воспрепятствовал влиянию игроков, которые являлись носителями старой культуры, на команду.

Я часто говорил о проблемах команд низших дивизионов, которым пресса внимания почти не уделяет. Если взять проблему судейства, любая "помощь" судьи всегда приносит отрицательный эффект. Однако никогда не стоит пытаться воздействовать на судью. Надо думать лишь о том, как решить проблему самостоятельно, иначе при каждом поражении Вы будете сочинять целый воз оправданий - а от этой привычки трудно избавиться. Моя работа часто заключалась в том, чтобы заставить команды воспринимать себя как победителей, думать о себе как о победителях и чувствовать, что окружающий мир ожидает, что они станут победителями. После того, как команда начнет двигаться к одинаковой для всех цели, могут произойти
невероятные вещи. Тем не менее, хочу подчеркнуть, что для создания культуры победителей нужно три фактора:

1.               Время

2.               Четкие кратковременные и долгосрочные цели

3.               Непрерывность и настойчивость

Краткосрочные успехи, к сожалению, почти всегда важнее, чем эти факторы.
Если успеха нужно долго ждать, то давление извне часто настолько велико, что приводит к перетряске: меняют тренера, стиль игры, и пять-шесть игроков. При этом есть опасность свести на нет все усилия, потраченные на создание культуры побеждать, с долгосрочными целями.

ХОРОШАЯ КОМАНДА

Существует распространенный образ одиночки, побеждающего вопреки всем ожиданиям. Мы в это не верим. Мы верим в коллективизм. Но мы также верим в то, что стоит лишь одному игроку начать думать негативно, как другие начнут думать так же. Плохое настроение распространяется быстро, особенно если его выразителем является один из "властителей дум" в команде - например капитан.

Поэтому  создание   духа  коллективизма  и  построение   "хорошей  команды" являются самыми важными задачами тренера.

Давайте попробуем определить, что есть самое важное при создании хорошей команды.

У нас получается восемь пунктов:

1.              Хорошая команда имеет общий перспективный прорывный план с четким определением уровня, на который команда желает подняться.

2.              У хорошей команды есть четкие и определенные цели, увязанные с ее планом. Цели должны быть одинаковы для всех и полностью
приниматься всеми - включая на эмоциональном уровне. Каждый член команды должен, глубоко внутри, верить в возможность достижения целей. Мы часто встречаем игроков, которые говорят, что их цель - выиграть чемпионат, например, но одновременно они чувствуют, что этого не будет, что это нереально или несерьезно. В такой ситуации важно, чтобы тренер убедился в том, что все игроки полностью приняли цели команды. Иначе у них в глубине души не будет смелости выигрывать.

3.              Все члены хорошей команды понимают стратегию и тактику. Это
означает и общую стратегию, то есть систему игры команды, и тактику в каждом отдельном матче. Стратегия должна "вбиваться" в игроков на тренировках так, чтобы игроки не только признавали ее на словах, но и показывали свое понимание ее в критических ситуациях.

4.              Хорошая команда имеет строгую внутреннюю дисциплину. Должно быть четко установлено, как игроки должны вести себя по отношению друг к другу. Должны быть установлены правила команды. Они могут регулировать учет времени, взаимное уважение, взаимопомощь, и запрещать добиваться успеха за счет других. Мы часто видим как "примадонны" нарушают режим, что может создать в команде неприязнь. Мы знаем, что командный дух исчезает, когда игроки начинают оскорблять друг друга и начинаются раздоры. В таких случаях тренер должен вмешаться немедленно - пока моральный дух не исчез вообще.

5.              В хорошей команде характеристики одних игроков дополняются
характеристиками других. Игрок как Рональдо - это божий дар для команды, но еще четыре таких же игрока команде не помогут. Один Рональдо - этого уже достаточно - весь смысл в том, чтобы найти других игроков, которые дополнят его одаренность. В команде должны быть разные личности, которые вносят свой особый вклад в нее. Все типы – от сдержанных до шутников, одиночки и общительные, открытые и скрытные. Найти правильную смесь трудно. Можно сказать, в любом случае, что вряд ли совокупность лучших игроков составит лучшую
команду.

6.              В хорошей команде существует удачное распределение ролей среди игроков. Некоторые играют ведущие роли, а остальные на заднем плане, потому что некоторые люди являются естественными лидерами, а другие лучше себя чувствуют, когда им не нужно быть лидером. В связи с этим, тренер должен следить за тем, чтобы отношение ко всем членам команды
было одинаковое, несмотря на различие ролей. Всегда есть опасность того, что игроки с самыми привлекательными ролями станут смотреть на других свысока - и закончить снижением мастерства. Вмешательство тренера необходимо и для того, чтобы не допустить возвышения одних игроков за счет других. Настоящий лидер не позволит себе такого, а поможет партнерам повысить уровень до собственного. И наоборот, примадонны, которые обожают принижать других, должны сидеть на
скамейке. Ни один игрок еще не выигрывал матч в одиночку. Футбол - это командный вид спорта и каждый должен понимать это, если хочет сохранить место в хорошей команде. Необходимо жестко ставить на место игроков, которые считают, что их собственные интересы должны ставиться выше интересов остальных десяти, что ставит под угрозу всю команду.

7.              Игроки хорошей команды ставят общую цель выше своих собственных интересов. Все спортсмены некоторым образом эгоисты, желающие показать свое умение. В этом нет ничего плохого. Это способствует здоровым амбициям. Но если  способность команды играть приносится в жертву личному успеху, такой игрок скоро обнаружит, что у него нет
будущего.
8. В хорошей команде есть игроки, которые берут на себя ответственность за всю команду. Каждый мыслит индивидуально, но думает "мы", а не "я", когда речь идет о команде. Каждый прощает ошибки, если игрок делает все, что может. Риск поощряется, проблемы воспринимаются как предмет
для решения, а не препятствие, и все чувствуют себя свободно – но ответственно.

Необходимо демонстрировать веру в игроков

Эрикссон:

Приведу пример, который иллюстрирует, как важно показывать, что веришь в игроков. Когда я работал с Сампдорией, мы приобрели Платта у Ювентуса, Гуллита и Эвани у Милана - считалось, что у них все достижения в прошлом. Но в Сампдории все трое снова расцвели.

Сампдория выиграла Кубок Италии, дошла до полуфинала Кубка обладателей кубков и провела выдающийся сезон в чемпионате.   До самого окончания мы были на верху. Эти три игрока, карьера которых считалась законченной, играли не хуже, чем раньше.

Но что-то все же случилось - Гуллит потерял мотивацию.  Он так и не обрел ее снова, даже после возвращения в Сампдорию.

ТРЕНЕР КАК СОЗДАТЕЛЬ ПСИХОЛОГИИ

Тренер - архитектор культуры

Ранее мы обсуждали решающую роль тренера в создании командного духа и культуры победителей. Инициативу в этой области должен проявлять тренер или руководитель.

Именно руководители и тренеры должны устанавливать нормы и ценности, которыми должна руководствоваться команда. Они не  подлежат обсуждению, хотя тренер и должен выслушать мнения игроков. Ответственный тренер, глубоко знающий команду, не будет сомневаться в отстаивании ценностей, которые он считает основополагающими. Нормы и ценности чрезвычайно важны для  образа мыслей игроков и для  направления развития культуры команды.

Ранее мы говорили о том, что разный образ мыслей вырабатывает разные культуры. То же самое относится к нормам и ценностям. В некоторых командах никто не желает рисковать, каждый занят своими собственными делами, и поражения такой команды приобретают катастрофические размеры.   В других командах все за одного, все имеют возможность развиваться и рисковать – даже если это чревато неудачей.   Естественно эти разные системы ценностей будут по-разному влиять на результаты команды.

Есть два типа тренеров: одни ищут новые пути, а другие придерживаются старых. Тренер будущего:

•                   Прокладывает новые пути для создания новой реальности

•                   Создает культуру победителей своей активностью и разрушением барьеров

•                   Показывает дорогу, вырабатывает перспективный план, ставит цели

•                   Поднимает команду на новый энергетический уровень - и направляет эту энергию в требуемом направлении

•                   Определяет возможности и создает условия для их достижения

•                   Активно работает над созданием в игроках уверенности и психической культуры.

 

ВОПРОС - ОТВЕТ

Райло:

Знаю, что многие читатели хотели бы задать много вопросов о Вашей работе тренером. Я их задам от их лица:

Как Вы отбираете игроков в команду?

Эрикссон:

Первое условие, разумеется, состоит в том, чтобы они были хорошими игроками, укладывающимися в наш стиль игры. Но как я говорил ранее, я стремлюсь подбирать правильные типы личности. Мне нравятся лидеры. Лидеры отличаются еще и тем, что высказываются прямо. Футбол - это еще и наука
общения. Но можно быть и хорошим игроком, не будучи лидером. Для того, чтобы собрать хорошую команду требуются как те, так и другие.

В каких случаях и почему Вы усаживаете игрока на скамейку?

Эрикссон:

Я всегда пытаюсь подобрать наилучший состав для конкретной игры, игроков находящихся в форме. Состав зависит и от соперника. Каких игроков выставить против Манчестер Юнайтед? А против Реджины?

Усаживаете ли Вы игроков на скамейку в виде наказания?

Эрикссон:

Я это делал, когда был молодым тренером. Теперь нет - это называется наказывать самого себя. Я просто стремлюсь никогда не выставлять на поле игрока в плохой форме - физической или психологической.

Что заставляет Вас заменять игрока в ходе матча?

Эрикссон:

Видно сразу, что игрок нервничает или действует неэффективно. И по игре и чисто внешне он раздражителен и ведет себя нервно. Причин может быть много.

Иногда это происходит потому, что соперник меняет тактику, а игрок после этого не может войти в игру.

Насколько возможно контролировать тактику?

Эрикссон:

Мы готовимся к игре после анализа соперника. Мы решаем, по какой схеме играть: 4-4-2 или 4-5-1, с которыми наши игроки хорошо знакомы, и которые мы отрабатываем снова и снова.

Возможно ли изменить тактику в ходе матча?

Эрикссон:

Это нелегко, потому что трудно довести это до всех игроков. Более того, когда инструкции проходят эстафетой через несколько человек, может получиться испорченный телефон. Некоторые игроки просто не реагируют на инструкции в ходе матча. Они настолько увлечены игрой, что даже не слушают. В конечном итоге приказ об изменении тактики доходит до половины игроков. В перерыве между таймами это, конечно, сделать лучше. Было бы прекрасно, если бы была
возможность взять тайм-аут в каждом тайме и поговорить со всеми игроками.

Некоторые игроки просто глухи к подсказкам в ходе матча

Иногда после поворотного события в матче, только некоторые игроки оказываются способны изменить свою тактику на поле. У Вас случается такое?

Эрикссон:

С ходу могу назвать Роберто Манчини, который играл за Сампдорию и Лацио. Он в состоянии заметить тактические изменения по ходу матча и изменить его ход. Легко работать тренером, когда есть такие прекрасно подготовленные тактически игроки.

Можно сказать, что он один из футбольных гениев...

Как он влиял на команду?

Эрикссон:

Могу только сказать, что он был выраженным природным лидером. В Лацио были и другие лидеры. Я уже упоминал Михайловича и Верона из Аргентины. Верон был тем человеком, которому каждый хотел отдать мяч.

Как Вы выбирали капитана команды?

Эрикссон:

Капитан Лацио должен был быть символом команды. Им мог быть один из естественных лидеров, но не обязательно. Нового игрока обычно не избирают капитаном, потому что он еще не знает игроков, клуб, окружение.

Какими были Ваши личные отношения с игроками?

Эрикссон:

Я не был запанибрата. Я никогда не отправлялся на обед с каким-то одним игроком. Я хотел быть для них чем-то вроде старшего брата, чтобы со своими проблемами они приходили ко мне.

Тренер как старший брат игрокам

Это нормальные отношения?

Эрикссон:

Да, во всяком случае в Италии. Возможно я слишком мало общался с игроками и здесь надо бы мне чаще проявлять инициативу. Легче всего достичь контакта с игроками после тренировки, когда они хотят услышать мои замечания и идеи. Но когда игроки хотели доверительно поговорить, они обращались не ко мне, а к помощнику тренера или к врачу или к другому человеку, который не был связан с формированием команды.

Игроки не говорили прямо со мной, но надеялись, что по этой системе то, что они хотели сообщить, дойдет до меня.

Как важно сохранять определенную дистанцию?

Эрикссон:

Это зависит от культуры страны, в которой работаешь. Это как ролевая игра. Я не боялся потерять авторитет, вовсе не в этом дело. В Швеции я обсуждал с игроками состав, который нужно выставить на игру. В Италии это оказалось неприемлемым, потому что они просто не хотели брать на себя ответственность за решения такого рода. Всю ответственность должен нести тренер. Если дела идут хорошо, все отлично, а если нет - тебя уволят. Можно попробовать собрать
двух-трех основных игроков и обсудить с ними состав.

Как Вы поддерживали мотивацию игроков, которые долго оставались в запасе или долго не играли из-за травмы?

Эрикссон:

Проблема не с теми игроками, что часто сидели на скамейке. Они приняли тот факт, что были запасными. Проблемы были с теми, кто сидел на скамейке редко, потому что у них возникало чувство, что они потеряли уровень игры. В современном футболе при 60 матчах за год нужно фактически две полные команды. Поэтому основным игрокам нужно время от времени садиться на скамейку. Некоторые   вешают   голову,   а   другие   наоборот   переходят   в наступление и стремятся показать, из какого теста они сделаны, как только снова выходят поле.

Важно в этой ситуации поощрять игроков и больше общаться с ними.

 

Какими Вы видите отношения с окружающим миром? Я имею в виду средства массовой информации.

Эрикссон:

В Риме трудно быть игроком, да и тренером.

Огромное количество болельщиков, комментаторов, разнообразные мнения в СМИ, столько народу считает себя экспертами. Трудно было, например, держать свою тактику в секрете. Стоило что-то про себя подумать, как завтра это было в газетах. Средства массовой информации играли слишком большую роль, особенно для игроков. Если игрок болезненно воспринимал критику в СМИ, ему приходилось самому с этим справляться. Тренер здесь ничего
поделать не мог. Игроки должны были учиться жить в напряжении, вызванном постоянным вниманием средств информации.

Рим -город с тремя миллионами экспертов

Эрикссон:

Я раньше болезненно к этому относился, когда работал в Швеции, а теперь меня трудно чем-то расстроить. Сегодня я гораздо более сконцентрирован на том, что я делаю. Я прислушиваюсь только к коллегам, работающим с командой и, конечно, к игрокам.

Я не обращаю внимания на средства массовой информации

Как игроки относятся к Вашему постоянному спокойствию?

Эрикссон:

Надеюсь, что это переходит и на команду. Игроки видят, что моя активность проявляется в другом: я принимаю решения, вношу изменения, говорю с ними до и после матча.

Дисциплина - но и свобода

Вы раньше говорили, что индивидуальные игроки должны быть подчинены команде. Не возникает ли опасность стирания их индивидуальности?

Эрикссон:

В качестве тренера я изменил свою точку зрения на этот вопрос. Раньше я был непреклонен в отношении тактической дисциплины. Теперь я сторонник "дисциплины со степенью свободы". На лучших игроков нельзя надевать смирительную рубашку, иначе несвобода не позволит им реализовать свои способности. Если я буду принуждать игрока выполнять какой-то прием именно так, а не иначе, он будет играть с принуждением, вместо полной свободы. В общем случае, чем больше Вы тренируете команду, тем большую свободу она со
временем получает. Если бы был диктатором по отношению к Манчини, из него бы вырос плохой игрок. Он находил на поле такие решения, которых не встретишь ни в каком учебнике.

Райло:

Как говорилось раньше, результаты спортсмена зависят от его внутреннего чувства свободы. Но это не должно отражаться на дисциплине, в том что касается игровой системы или тактики. Мой опыт говорит о том, что должны быть жесткие границы, между которыми может быть очень много свободы. Игрок, который выходит за эти жесткие границы, естественно будет чувствовать себя свободным, но поставит под угрозу успех остальных членов команды. Там, где речь идет о системе игры, должна быть жесткая дисциплина, но определенная степень свободы должна присутствовать.

Как найти баланс между свободой и дисциплиной?

Эрикссон:

Я всегда стремлюсь "прочесть" разные личности, составляющие команду, с тем чтобы индивидуальные потребности каждого были удовлетворены - в рамках команды, разумеется. Нельзя рассчитывать на то, что люди будут вести себя все время одинаково. Важно, чтобы после коллективной тренировки было время индивидуальной подготовки.

Можно освободить некоторых игроков от определенных этапов коллективной тренировки, при условии, что партнеры по команде не воспринимают это как знак особого положения таких игроков в команде.

Что Вы думаете о дисциплине на поле?

Пунктуальность очень важна

Эрикссон:

Я жестко реагирую на общее поведение игроков по отношению к судьям, партнерам по команде и соперникам, и если они нарушают установленные правила, виновный наказывается. В отношении поведения вне поля, я установил всего лишь несколько правил, но их нарушение карается строго. Особенно важна пунктуальность. Необязательные игроки портят всю команду, и никаких извинений здесь быть не может. Я также строг по отношению к алкоголю и
вечеринкам. В первый год моей работы в ИФК Гётеборг команду считали буйной, и мы сильно пострадали из-за желтых и красных карточек. Но нам удалось избавиться от этого за счет напряженной работы и, в конце концов поведение игроков стало безупречным, и на поле и  вне поля. У нас было много переездов в Кубке бассейнов (Tipscupen), потому что нам нужны были финансовые  средства,  но  и эти переезды  мы использовали для  создания культуры победителей. Никто не жаловался на периоды ожидания, аэропортовскую угнетающую атмосферу и дешевые гостиницы.

Относиться к игрокам как к индивидуальным личностям

Райло:

Мы знаем, что люди реагируют по-разному, особенно под напряжением. Одному нужно выговориться, другому помолчать. Второй раздражается, потому что первый болтает, а первый расстроен тем, что второй не слушает.

Эрикссон:

Я знаю, о чем Вы говорите. Я пытаюсь найти индивидуальный ключ при любой возможности. Игроки получают несколько свободных часов, в течение которых они могут заниматься чем угодно - сходить в кино, например. Они сами могут выбрать себе соседа по комнате. Все люди разные.

Важную роль играет домашняя обстановка

Как отражается на игроках социальная среда вне дома?

Эрикссон:

Результаты игроков на поле тесно связаны с их домашней жизнью. Если они чувствуют себя неуверенно, это отражается на их игре. Переезд  тоже переносится тяжело, особенно в другую страну. Клуб должен не просто обеспечить жилье - почему бы не провести курс обучения языку для всей семьи, чтобы в новой среде не чувствовать себя чужим? В таких ситуациях обычно против настроены жены и подруги, особенно с детьми. Для них нелегко ощущать изоляцию.

Всегда меняй выигравший состав

Говорят, что выигравший состав не надо менять. Что Вы думаете?

Эрикссон

Наоборот, скажу так: всегда меняй выигравший состав. Как я говорил в начале, если игрок не находит требуемой психической энергии, его надо менять. Это может показаться преувеличением, но всегда надо думать об изменении состава. Это вовсе не означает, что надо устраивать в команде погром.

Как Вы изложите Ваше понимание футбола? Ваши десять важнейших принципов?

Эрикссон:

Мое кредо будет выглядеть таким образом:

•                   Играть наступательно (и психологически и физически)

•                   Передачу делать быстро

•                   Думать на шаг вперед

•                   Много бегать без мяча

•                   Закрывать все свободные проходы

•                   Организовать команду и управление командой

•                   Сохранять положительный настрой

•                   Защищать свою команду

•                   Быть верным команде

•                   Помнить, что люди разные.

Как Вы измените свою работу в будущем?

Эрикссон:

Я бы хотел установить принципы руководства и создать команду с
определенным стилем. Игрокам, не соответствующим этому стилю, придется уйти. Я хотел бы строить на долгие годы. Большинство команд сейчас строится в спешке: им надо срочно выиграть во что бы то ни стало.

Я бы хотел быть больше директором, чем тренером. Я бы сидел на трибунах с рацией и смотрел матч. С этой точки зрения легче видеть игру, принимать правильные решения, делать нужные замены, давать советы  помощникам. Футбол будет все больше специализироваться и потребует больше знаний, чем у нас есть на сегодняшний день.

Помните:

•                   Культуру победителей можно создать

•                   Культура победителей создается правильным образом мыслей в группе

•                   Важно чувствовать гордость, когда надеваешь майку команды

•                   Культура строится системой поощрений и наказаний

•                   Личность быстро усваивает нормы группы

•                   Отрицательные настроения распространяются быстрее положительных

•                   Бьёрн Борг стал хорошим примером, способствовавшим массовому прогрессу, но многие другие не стали таким примером

•                   Культуры    победителей    создаются    активной    рекламой    "хороших примеров" и "активного руководства"

•                   Хорошая   команда   должна   иметь   общую   перспективу,   цель   и   дух коллективизма

•                   Тренер должен чувствовать границу между панибратством и близостью к игрокам

•                   Важно установить небольшой, но строго соблюдающийся набор правил

•                   Хороший тренер не на все соглашается. Но и не все запрещает

•                   Всегда меняйте выигравший состав

•                   Вырабатывайте собственные принципы своей команды

•                   Защищайте свою команду

•                   Помните, что у разных людей разные потребности

•                   Игра должна быть наступательной (психологически и физически)

•                   Думать нужно постоянно на шаг вперед.

 

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ТРЕНИРОВКА

-Как изменить отрицательное на положительное-

Бить или пасовать?

Я вхожу в штрафную и положение у меня хорошее, но и вратарь стоит удачно, а правый защитник соперника быстро приближается ко мне. Уголком глаза я вижу партнера, но его прикрывают. Возникает вопрос: бить или пасовать? Я принимаю решение сделать передачу, но партнер под такой опекой, что ничего путного из этого не выходит.

После матча я просматриваю видеозапись и вижу, что единственным
правильным вариантом был бы удар, а не пас. Но у меня была психологическая блокировка и я заколебался.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ БЛОКИРОВКИ СЛУЧАЮТСЯ ЧАСТО

Эрикссон:

Я тысячи раз видел игроков с психологической блокировкой в критических ситуациях. Что при этом происходит?

Это будет трудно

Райло:

Объяснений может быть несколько. Может быть уровень психологического напряжения очень высок. Может быть игрок проявляет поведение, характерное для "бегства", или страдает от неуверенности в своих силах. Приобретенные в аналогичных ситуациях блокировки также могут отразиться на игроке. От этих барьеров можно избавиться за счет психологической тренировки.

Если игрок отдает пас вместо того, чтобы бить, это приобретенная блокировка.

Этот игрок раньше в похожих ситуациях промахивался, поэтому он соединил ситуацию с беспокойством и плохой техникой. Его мозг запомнил, что эта ситуация трудная и связана с неуверенностью.

Если игроком овладевает такая блокировка, она быстро подтверждается и усиливается, и игрок фокусирует свои мысли на проблеме:

"Это будет трудно"

"Что если мне не удастся?"

"Это типично для меня"

"Теперь я не должен промахнуться".

Блокировка такого типа может длиться долго и развиваться в негативную спираль, как интеллектуально, так и эмоционально.

Эрикссон:

Может ли мысль прямо воздействовать на наши эмоции?

Райло:

Да, наши мысли управляют нашими чувствами и психическими образами, которые в свою очередь отражаются на наших результатах. Как следствие, многие спортсмены даже "надумывают" себе ненужных проблем и барьеров, и задерживают свое развитие. С другой стороны, мы можем превратить отрицательное в положительное посредством психологической тренировки и свежих мыслей. Если правильно к этому подойти, новый взгляд на вещи может расчистить укоренившиеся барьеры и создать предпосылки для новых достижений.

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ТРЕНИРОВКА ПОЗВОЛЯЕТ БЫСТРЕЕ УСВОИТЬ ТАКТИКУ И ТЕХНИКУ

Эрикссон:

Что такое психологическая тренировка?

Сделать положительный образ мыслей и чувств автоматическим

Райло:

Психологическая тренировка - это всего лишь автоматизация положительных мыслей, чувств и образов, связанных с определенными ситуациями. Это означает, что мы даем мозгу новые, положительные программы. С помощью мыслей мы переучиваем то, что раньше было усвоено отрицательно, с тем чтобы оно стало положительным и беспроблемным.

Эрикссон:

Вы говорите о том, что мы можем фактически избавиться от отрицательного чувства в определенной ситуации, после чего эта ситуация вызывает положительные чувства. Я видел, как Вы это делаете на практике. Можем ли мы таким образом использовать мысли и этот тип психологической тренировки для управления техникой и различными ситуациями в футболе?

Мозг учится независимо от места, где мы можем находиться

Райло:

Это определенно возможно. Мозг имеет выраженную "слабость".   Ему трудно различать между фактическим опытом и простой мыслью. Он все записывает и хранит одинаково. Эта слабость дает нам уникальную возможность тренировать себя психологически.

Мозг является в этом отношении действительно замечательным органом. Он хранит наши мысли и чувства, управляет нашими реакциями и нашими телами, сознательно и подсознательно. Кроме того, исследования и практический опыт показывают, что мозг обучается, независимо от нашего окружения.

В результате мы можем осваивать технику и тактику, вырабатывая психические образы хороших технических и тактических решений.  Мы можем просто сесть дома на диван, закрыть глаза и продумывать технические и тактические решения, которые укрепляют и ускоряют наши практические достижения на поле. Преимущество психологического тренинга состоит в том, что в течение нескольких минут мы можем совершить несколько повторений, тогда как на
футбольном поле мы в течение матча или тренировки не окажемся так часто в одной и той же ситуации.

Наилучший эффект достигается сочетанием практической тренировки и психологического тренинга. (Эффект усиливается, если мы тренируемся в расслабленном состоянии).

УНИВЕРСАЛЬНОСТЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ТРЕНИРОВКИ

Эрикссон:

Для чего еще можно использовать психологическую тренировку?

Райло:

Я использовал психологическую тренировку для постановки прорывных целей с целью:

•                  Установить мировые рекорды

•                  Стать номером один в чемпионате

•                  Стать профессиональным футболистом

•                  Войти в сборную команду

•                  Попасть на чемпионат мира

Я еще применял психологическую тренировку для устранения беспокойства и блокировок, таких как:

•                  Страх промахнуться

•                  Страх определенных соперников

•                  Отношение типа "Поле в гостях плохое", "Надеюсь мы не попадем на Манчестер Юнайтед", "Бразилия непобедима".

Третья область - это исправление собственного образа и ролевого восприятия типа "Я хуже, чем он", "Наше место в третьем дивизионе", "У нас нет шансов в кубке", "Мы всегда проигрываем в решающих матчах".

Гигантский Кевин Киган

Возьмем к примеру игрока, с которым я работал и который стал одним из лучших футболистов Европы. Перед началом тренинга я проанализировал ситуацию. Я попросил его закрыть глаза, расслабиться и представить как он приближается к Кевину Кигану, который тогда был одним из сильнейших в Европе футболистов.

Через пять минут концентрации, я попросил его рассказать о его мыслях, чувствах и зрительных образах. Он сказал, что испытывал беспокойство и думал оборонительно. Он чувствовал, что у него недостает смелости и представлял себе следующую картину: он видел себя маленьким, гораздо меньше Кевина Кигана, хотя чисто физически был намного больше.

Мы   начали   психологический  тренинг  для  того,   чтобы   его   мозг  принял зрительный образ, в котором он сам столь же велик, силен и эффективен, как и английский нападающий.

Я включил это в персональные программы психологического тренинга, которые записал для него на кассеты. Через несколько месяцев психологических тренировок, он избавился от этой проблемы и стал играть на уровне своих способностей в крупнейших европейских соревнованиях.

Еще один пример: у европейского форварда возникла проблема с реализацией голевых моментов, особенно в чемпионате. У него возникала такая картина: "Я вхожу в штрафную и остаюсь один на один с вратарем. С каждым метром приближения к воротам, ворота становятся все меньше, а вратарь все больше и больше. И я бью мимо или над перекладиной."

Это типичный пример того, как мозг может стать отрицательно запрограммированным, не позволяя игроку использовать свои способности.

Эрикссон:

Вы устранили много барьеров в разных видах спорта. Как Вы это делаете?

Райло:

Раньше я говорил о влиянии, которое наши мысли могут оказать на нашу жизнь, как в положительном, так и в отрицательном направлении. При психологическом тренинге я изменяю старое негативное мышление на новое позитивное. Психологический тренинг представляет собой изгнание усвоенных отрицательных импульсов и их замену новыми положительными. Это и есть основа моей методики.

Заменять отрицательные усвоенные импульсы новыми, положительными

Эрикссон:

Много лет назад я был поражен, когда Вы мне рассказали о влиянии мыслей человека на его жизнь. Можете объяснить, как можно проще, как это действует?

Райло:

Сформулируем   это   так:   мысль,   появившаяся   в   обстановке   надежности, принимается мозгом и оказывает положительное воздействие.

И   наоборот,   мысль,   возникшая   в   атмосфере   неуверенности,   становится психологическим барьером. Она нажимает на тормоз.

Эрикссон:

Вы считаете, что люди могут "надумать" себе проблемы?

Райло:

Определенно. Вы помните, что я говорил об этом ранее? Если смотреть на все с точки зрения проблем и трудностей, то развиваются блокировки и барьеры.

Эрикссон:

Тогда считаете ли Вы, что люди могут и "надумать" возможности и решения проблем?

Райло:

Ответ: да, но здесь нужна систематическая и длительная работа. Просто вспомните о том, что мы разговариваем с собой - это делают все. Этот "внутренний диалог" чрезвычайно важен для достижения результатов, поскольку

управляет нашим телом.

Это подтверждено экспериментально. Группе людей велели отжаться – столько раз, сколько смогут. До начала, они должны были в течение трех минут поговорить с собой с закрытыми глазами по следующей схеме:

"Мои руки слабые"

"Мое тело тяжелое"

"Я в плохой форме"

Через три минуты такого внутреннего диалога я разрешил им отжаться – и посчитал, сколько раз они отжались. На следующий день я велел той же группе сесть, расслабиться и закрыть глаза. Теперь их внутренний диалог шел в другом направлении:

"Мои руки сильные"

"Мое тело легкое"

"Я в отличной форме".

Я разрешил им отжаться и снова подсчитал. Во всех опытах во второй раз отжиманий было намного больше, чем в первый. И это всего лишь после трехминутного внутреннего диалога.

Внутренний диалог чрезвычайно важен, поскольку он управляет вашим телом

Эрикссон:

Таким образом, систематически изменяя содержание внутреннего диалога мы можем улучшить или ухудшить наши результаты?

Райло:

Совершенно верно. Систематический позитивный внутренний диалог постепенно вытеснит негативный и приведет к положительным результатам.

Эрикссон:

Вы можете привести еще примеры положительных и отрицательных внутренних диалогов?

Райло:

Негативный внутренний диалог может выглядеть следующим образом:

"Я снова сделаю ошибку"

"Другие лучше меня"

"Мне никогда не сыграть удачно против этой команды"

"Почему только мне не везет?"

"В гостях поле жесткое".

Позитивный внутренний диалог может выглядеть следующим образом:

"Каждый совершает ошибки, я не буду расстраиваться"

"Я не буду уступать никому, независимо от ситуации"

"Я не боюсь этого парня, я буду делать свое дело"

"С каждым может случиться неудача, но я все равно попробую".

Наше подсознание мешает нам проявить свои возможности

Райло:

Сквозная тема этой книги - это как наше подсознание мешает нам в полной мере использовать наши возможности.

•                   У нас укоренившиеся роли и шаблоны поведения

•                   Мы думаем отрицательно и ограничиваем себя

•                   Мы настроены оборонительно и слишком часто ищем обходные пути

•                   Мы действуем по принуждению вместо свободы действий

•                   Мы   страдаем   от   блокировок   и   психологических   барьеров,   которые запирают нас в клетку

Все это можно изменить за счет психологической тренировки. Как мы говорили, психологическая тренировка - это использование нашей психики, концентрации и зрительных образов для достижения позитивных реакций. В результате нам не нужно физически переживать ситуацию для изменения наших реакций. Однако прорыв через подсознательный барьер является процессом, требующим времени. Это как тренировка мышцы: если повторять упражнение достаточное число раз, мышца разовьется и станет сильнее. Если повторять мысль достаточное количество раз, разовьется мозг и мысль укоренится в нем.

Психика подобна мышце - ее тоже надо тренировать.

КАК ТРЕНИРОВАТЬ ПСИХИКУ

Начнем с небольшого самоанализа. Сядьте и полностью расслабьтесь, закройте глаза и представьте себя в ситуации, которая для Вас является проблемной. Пусть в процессе этого Ваша психика работает совершенно свободно, без сознательного управления. Единственное, что Вам нужно делать – отмечайте возникающие негативные мысли и чувства. Запишите их.

Следующий этап состоит в том, чтобы превратить отрицательные реакции в положительные. Попытайтесь определить желательные реакции: как бы Вы хотели реагировать в тех же ситуациях. Запишите и это.

Теперь мне нельзя пропускать

Я покажу Вам разные образы мышления и реагирования на одну и ту же ситуацию.   До начала моего плана, расскажу о вратаре и нападающем и их образе мыслей до и после психологического тренинга. Вратарь страдал от отрицательной реакции, когда пропускал мячи. Он чувствовал напряжение, которое   ложилось   на   партнеров   и   становился   чрезмерно   острожным   и опасливым.

Его отрицательные реакции можно описать следующим образом:

"Я боюсь мяча"

"Я беспокоюсь о том, что подумают другие"

"Я не должен больше пропускать"

"Я начинаю злиться на самого себя"

"Я недоволен собой".

При психологическом тренинге вратарь должен был повторять себе:

"Я чувствую себя спокойным"

"Я настроен наступательно"

"Я доволен собой"

"Я не боюсь идти на мяч"

"Мне все равно, что другие подумают".

У нападающего возникали негативные мысли и чувства, когда у него за спиной возникал соперник. Его реакция:

"Я чувствую себя тревожно"

"Я чувствую себя неуверенно"

"Я защищаюсь"

"Я не могу принять на себя ответственность"

"Я теряю контроль"

"У меня слабая техника".

Реакции, которые мы вырабатывали:

"Я отлично себя чувствую, когда соперник за спиной"

"Я уверен и спокоен, когда соперник за спиной"

"Я чувствую себя сильным, когда соперник за спиной"

"Я вижу приемы, которыми я избавлюсь от соперника за спиной".

На практике я включаю мой метод в план тренировок. Ниже изложены примеры работы   с   некоторыми   футболистами.      Как   я   уже   говорил,   мой   план психологического тренинга состоит в замене отрицательных реакций,  освоенных раньше, положительными. Я добиваюсь этого контролем образа мыслей.

Чувствую себя способным, сильным и уверенным

 

При психологической тренировке, игроки сначала продумывают несколько трудных ситуаций - затем пытаются соединить их с желательными реакциями. Вначале им нужно сесть, закрыть глаза, затем - через минуту-две - начать думать о желательных реакциях, которые они определили ранее в своем анализе. Это должно занять от трех до пяти минут. Мозг постепенно свяжет прежнюю проблему с новыми положительными реакциями - это всего лишь вопрос тренировки.

В примере с нападающим, как только он "почувствовал" что сзади появился игрок, мы подставили желательные реакции. После тренировки он стал в состоянии самостоятельно создавать зрительные образы того, как он элегантно и раскованно оставлял соперника в дураках - и в конце концов стал делать то же
самое в реальных матчах.

Психологическая тренировка может происходить на двух уровнях:

1.               Мы сознательно изменяем свой образ мыслей на повседневной основе в соответствии с вышеописанными принципами. Это можно делать дома, сидя на диване, в автобусе и, в не меньшей мере, на тренировочном поле.

2.               Мы обучаемся технике глубокой релаксации и работаем в этом состоянии над проблемами длительное время, обычно от 10 до 15 минут каждый сеанс, три-четыре сеанса в неделю.

Помните, что психологическая тренировка может использоваться как для улучшения техники и тактики, так и для ускоренного обучения им. В принципе тренировка протекает как описано выше: мы создаем зрительный образ желательной ситуации - например отработку определенного приема – и тренируем его психически. Мы "видим", что выполняем прием так, как нам хотелось бы, одновременно вытесняя психологическую картину неправильного его выполнения. Дело в том, что мозг должен иметь четкие картины, для того
чтобы управлять нашим новым поведением, технически, тактически и психологически.

 

ПЕЛЕ, ЗИДАН, ФИГУ И БЕКХАМ - БЫСТРАЯ ИГРА, НО ВНУТРЕННЕЕ СПОКОЙСТВИЕ

Когда мы занимаемся психологическим тренингом, мы должны установить определенные принципы:

ДУМАТЬ, БЫСТРО ИСПОЛНЯТЬ, СОХРАНЯТЬ ВНУТРЕННЕЕ

СПОКОЙСТВИЕ

Футбол - быстрая игра, а это приводит к ускоренной внутренней психической деятельности.  Это в свою очередь приводит к тому, что игроки в критических ситуациях недостаточно спокойны для правильных действий.   Они бьют выше или далеко мимо ворот из-за отсутствия внутреннего спокойствия и контроля.

Некоторым игрокам удается сохранять высокий внешний ритм и одновременно поддерживать внутреннее спокойствие в сложных, критических ситуациях. Это обеспечивает   им   хороший технический   и   психологический   контроль   и способность оценивать игру.

У некоторых спортсменов есть для этого природные задатки.  В футболе сразу вспоминаются  такие  имена,   как  Пеле,   Зидан,   Фигу  и  Бекхам.  Однако большинство игроков сбивает с толку высокий темп игры и они делают массу ошибок. Мы видели много примеров тому на чемпионате Европы 2000 года во Франции - например когда Голландия проиграла по пенальти.

Заслуживает упоминания Сильвен Вильтор, запасной французов в финале между Италией и Францией. Когда уже истекли три минуты из добавленных четырех, он получил мяч далеко на левом краю в трудном положении.   Напряжение французских игроков было велико: еще 50 секунд и у итальянцев был бы титул чемпионов.

Вильтор сохранил свое внутреннее спокойствие и пробил сильно и точно мимо Тольдо в ворота.   Большинство игроков в такой ситуации промахнулось бы. После этого Давид  Трезеге  в дополнительное  время  забил  победный для французов мяч.

Этот   пример   показывает   также,   что   никогда   нельзя   терять   внутреннее спокойствие - старая, но верная истина. Внутреннее спокойствие можно тренировать. Таким   образом   стремиться   надо к   внешней   скорости   и внутреннему спокойствию.

Снаружи я быстр - но внутри спокоен

СМОТРЕТЬ ВПЕРЕД - НЕ НАЗАД

В общем случае концентрироваться следует на том, что впереди, а не сзади. В гонке не лучше ли следить за тем, кто идет впереди, вместо того, чтобы оглядываться назад? Если впереди нет никого, мы может определить ориентиры на местности или на дорожке и сверять свое время по ним, вырабатывая у себя ощущение того, что эти ориентиры нас "притягивают".

В теннисе можно думать о том, как устранить отставание или - если мы лидируем - увеличить отрыв. Самое важное то, что наша концентрация должна быть направлена вперед, наступательно, и чтобы наш внутренний диалог звучал примерно как "Давай вперед!", а не как "Что я буду делать, если...".

СМОТРЕТЬ НАРУЖУ - НЕ ВНУТРЬ

Многие люди обостренно реагируют на сигналы своего тела - усталость, уровень молочной кислоты - и возводят их в культ. Их концентрация направлена вовнутрь к своему телу. Опыт говорит о том, лучше направлять концентрацию наружу, от своего тела. В противном случае существует опасность того, что концентрируясь на нашей усталости, мы почувствуем себя еще более уставшими.

ДУМАТЬ ИЛИ НЕ ДУМАТЬ О ТЕХНИКЕ

В технических видах спорта тренироваться и соревноваться нужно разными методами, во всяком случае психологическими. Когда мы тренируем и отрабатываем технический прием, наша концентрация должна быть направлена на технику. Таким образом мы быстрее усваиваем детали и устанавливаем эмоциональную связь с фактом владения приемом.

Однако на соревнованиях мы должны, вместо этого, направить концентрацию  от техники, которая должна быть настолько слитой с телом, что тело выполняет технический прием само по себе. Это как вождение автомобиля: техника вождения должна стать второй натурой, с тем чтобы мы могли сконцентрироваться на дорожном движении.

Пример из боулинга: два игрока были одинаково хороши и подготовлены. Вовремя перерыва опытный боулер подошел к молодому и сказал "Ты здорово пользуешься своим большим пальцем. Как это у тебя получается?". Молодой боулер сразу стал думать, как же он это делает. Его концентрация на игре была перенаправлена на технику, автоматизм реакций пропал - и он проиграл.

Освоить и забыть

НЕ ДУМАТЬ НЕГАТИВНО

Мы часто направляем концентрацию на то, что у нас в данный момент не очень получается. Спортсмен может начать концентрироваться на том, чтобы не сделать что-то неправильно - вместо того, чтобы делать все правильно. Эта разница может показаться неуловимой, но она играет определяющую роль. Например, во время соревнования гольфист начал закручивать мячи вправо от лунки. Перед следующим ударом он подумал: "Сейчас опять уйдет слишком вправо!" И действительно мяч ушел еще больше вправо. Есть множество
примеров того, как концентрация на том, чтобы не сделать ошибки, приводит к повторению ошибки - снова и снова.

 

ДУМАТЬ ПРОЩЕ

Технические приемы, способствующие хорошим результатам, часто трудны. С другой стороны, техника часто отвлекает нашу концентрацию на саму себя. Мы должны тренироваться так, чтобы воспринимать технический прием как нечто очень простое. После его освоения способность тела к автоматизму убедит нас в том, что технический прием действительно несложен. Сколько Вы знаете
обученных водителей, которые считают, что водить машину сложно?

 

ДУМАТЬ О ПРЕДМЕТЕ - НЕ О ЧЕЛОВЕКЕ

Мы не играем против личности. Мы играем против другого игрока.   Таким образом, нам нужно победить игру человека, а не его самого.

Есть определенная опасность того, что наша собственная игра начнет страдать, если мы будем слишком концентрироваться на человеческих характеристиках соперника.

Наши мысли должны быть направлены на стиль игры, технику, тактику и стратегию, и мы должны отстраняться от нашей эмоциональной реакции на нашего соперника как человека.  Думайте: "Не против тебя я играю - а против твоей техники!".

СОБСТВЕННЫЙ ЦЕНТР УПРАВЛЕНИЯ

Чрезвычайно важно контролировать, а не поддаваться контролю со стороны публики, средств массовой информации, соперников и ситуаций.

Если мы позволим им стать факторами нашей игры, то мы возможно будем неплохо себя чувствовать, пока дела идут хорошо, но очень плохо, когда положение испортится. Смысл в том, чтобы быть себе хозяином и не полагаться на ситуацию и окружение. Мы можем построить себе мысленный центр управления, и управлять оттуда, как из бронированного бункера, ситуацией - полностью самостоятельно. В нашем центре мы можем думать следующим образом:

"Здесь я отдаю команды"

"Я хозяин в моем центре"

"Я силен в моем центре"

"Я надежно себя чувствую в моем центре"

"Мне все равно, что делает соперник"

"Я иду своим путем"

"Я контролирую свою технику".

Постройте себе свой собственный командный центр

Помните:

•                   Психологическая тренировка заставляет мозг обучаться быстрее, за счет управления нашими мыслительными процессами.

•                   Психологическая тренировка дает внутреннее спокойствие, даже при высоком темпе игры.

Психологическая тренировка может использоваться для следующего:

•                   Повысить нашу способность концентрироваться

•                   Устранить блокировки, связанные с беспокойством

•                   Создать уверенность в себе

•                   Перепрограммировать мозг, если он неудачно запрограммирован

•                   Снять стрессовые реакции

•                   Усилить эффект отдыха

•                   Прорвать барьер

•                   Быстрее освоить технику

•                   Быстрее обучиться различным тактикам команды

 

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ СЛОВА

- Начало пути-

Эрикссон:

Сила психики действительно невероятна.

Райло:

Да. Не думаю, что будет преувеличением сказать, как мы провокационно намекнули в начале книги, что психологическая разница играет решающую роль в современном спорте и будет определять, кто станет номером один, а кто вторым, третьим, четвертым. Когда все натренированы до предела, исход соревнований и матчей будет определяться тем, кто наилучшим образом
использует свои ресурсы - а это, в свою очередь, часто зависит от того, как работает мозг в различных ситуациях.

Эрикссон:

Конечно, не все выступают на высшем уровне и имеют возможность выиграть чемпионат мира или Италии.

Райло:

Это верно. Но психологическая тренировка доступна каждому. Даже при беге трусцой можно ставить прорывные цели и тренироваться для их достижения - точно по той же методике, что применяется для ведущих спортсменов. У нас всех есть свой собственный верхний психологический барьер, который мешает нам использовать все имеющиеся ресурсы. Я говорю не только о спорте. Например, есть опасность того, что мы попадем в клетку показателей на работе,
что не найдем смелости сделать что-нибудь, опасаясь неудачи, что нас
парализует неуверенность в своих силах.

А ведь можно взять приведенными нами примеры из спорта и применить их к нашей повседневной работе и жизни. Мы можем представлять себе зрительные образы того, как мы справляемся с конкретной ситуацией - и работать с этими образами.

Многие люди страшно боятся выступать перед большой аудиторией. В этом случае можно создать мысленную картину такой ситуации и соединить ее с положительными чувствами. Область применения психологического тренинга неограниченна.

Помните о том, что не существует быстрых и легких решений.   Все требует времени. Изменение нашего образа мыслей - это процесс, который может потребовать терпения, но одновременно это станет основой нашего развития. Начните теперь думать о проблемах, с которыми Вы сталкивались в последние несколько лет, и как Вы на них реагировали - борьбой или бегством, и какой характер носит Ваш внутренний диалог - наступательный или оборонительный.
Мы закончим японской пословицей: "Проблема - это гора с сокровищами".
Горы и проблемы трудно сдвинуть с места, но на этом пути можно встретить множество открытий и кладов.

Да и никто не обещал, что наш путь, и в спорте, и в жизни, будет легким.