Ваше поведение или действия можно разложить по частям. Регулируете ли вы диммер, чтобы настроить нужную яркость в комнате или ведете машину, что бы то ни было, поведение имеет начало, причину, определенную последовательность. Например, вошли в комнату - темно. Тут начинается ваше поведение. Сначала, вы сравниваете то, что хотите (фиксированная будущая цель) с тем, что есть (Сенсорная очевидность достижения цели). Светло в комнате - то, что хотите. Темнота - то, что есть и воспринимается сенсорно, через органы чувств. Теперь, когда Вам надо, чтобы было светло, Вы предпринимаете некоторые действия для достижения этого. Вспоминаете, где диммер, напрягаете мышцы руки (а может и ноги) чтобы дотянуться до него, нащупываете пальцами и начинаете крутить. Причем, в процессе регулировки яркости Вы постоянно делаете сравнения с той яркостью, которую хотели получить. Чуть яркость увеличилась - сравниваете, еще чуть-чуть - сравниваете. Это происходит автоматически и не осознается нами.
Когда яркость Вас не устраивает, Вы продолжаете предпринимать действия, т.е. крутите диммер и цикл повторяется. Наконец, вы делаете последнее сравнение и понимаете, что яркость Вас устраивает. То, что хотели, совпадает с тем, что есть и цикл Ваших действий заканчивается. Вы идете заниматься своими делами в комнате.
В НЛП есть основополагающая модель и называется она TOTE. Это аббревиатура четырех точек, которые мы получаем при разложении на части любого поведения. Trigger, Operate, Test, Exit. То, с чего все началось называется триггер (Т) или Вход. Именно он сравнивается с будущей целью. Это сравнение - тест (третья буква в ТОТЕ). Последовательность действий - это те предпринимаемые действия, которые совершаются нами для того, чтобы тест и триггер при сравнении совпадали. Напряжение мышц, кручение диммера - это последовательность действий. Другими словами операции - operate (точка О). А вот точка Е - exit. Выход. Четвертая, заключительная точка в модели TOTE. Именно на эту точку мы выходим при совпадении триггера с тестом и цикл завершается. Кстати, эта точка выхода может сопутствовать триггеру для следующей стратегии. Когда яркость света совпала с желаемой и в комнате стало светло, это сопутствует триггеру, первой точке входа в следующее поведение. Дела в комнате.
А теперь попробуйте сами разложить по частям, согласно TOTE. Возьмите любое поведение, например открыть окно. Что триггер? Что тест? Какие операции Вы делаете для достижения теста? Триггером может являться не только какая-то картинка (темнота), но и звук (клаксон автомобиля) или чувство (голод)
Интересно еще и то, что большой ТОТЕ можно разложить на много меньших ТОТЕ. Когда каждый шаг действий - это ТОТЕ, но с меньшей по времени петлей обратной связи. Представьте, Вам хочется навестить друга, который живет в соседнем районе. До него ехать на машине 15 минут без пробок. А сегодня выходной и пробок нет))) Ваше желание - это триггер, который запускает последовательность действий для достижения цели (находиться у друга). И каждый шаг действий - это отдельный ТОТЕ. Одеться, запереть квартиру, завести машину, ускоряться, притормаживать, поворачивать, переключать скорости и т.д.
Понимание модели ТОТЕ применяется во многих областях. Терапия, обучение, управление, целеполагание - о котором Вы прочтете в следующих статьях, ну и конечно же в моделировании, что является ядром НЛП.
Владимир Комаров, НЛП-Мастер Института Современного НЛП