Единый стандарт качества преподавания НЛП-Практик.
Общие положения.
- Единый стандарт качества преподавания НЛП базируется на рекомендациях основателей и ведущих тренеров НЛП мирового уровня, тридцатилетнем мировом опыте преподавания НЛП, пятнадцатилетнем методическом опыте Центра НЛП в образовании, стандартах INLPTA.
- Единый стандарт качества преподавания НЛП поддерживается тремя крупнейшими центрами НЛП в России – Центром НЛП в образовании под руководством Андрея Плигина, Институтом NLP-DHE и НЛП-Факультетом.
- Единый стандарт качества преподавания НЛП является стандартом обучения, включающим в себя рекомендуемые процедуры обучения и сертификации, требования к содержанию курсов, квалификационные стандарты тренеров, проводящих обучение на курсах НЛП, методические материалы, соотнесенные с первоисточниками.
Курс тренинга НЛП-Практик.
Рекомендуемые процедуры обучения:
- Продолжительность курса НЛП-Практик составляет не менее 140 астрономических часов (исключая время перерыва более 30 минут) теории, демонстраций и тренинга под супервизией.
- Курс НЛП-Практик может быть реализован в форме интенсивного курса или модульного курса, включающего в себя несколько модулей (ступеней, сессий). Минимальное количество часов в одном учебном дне – не менее 4 астрономических часов.
- Тренинговая часть курса должна составлять не менее половины указанных часов. Баланс в оставшихся часах между теорией и демонстрацией выбирается Тренером курса.
- При группе более 20 человек наличие ассистентов как минимум уровня НЛП-Практик становится обязательным.
- Курс должен быть обеспечен методическими материалами, включающими в себя определения и описания принципов, паттернов, техник и упражнений НЛП по содержанию курса НЛП-Практик.
Требования к содержанию курса:
- Базовые пресуппозиции (аксиомы, допущения) НЛП:
- Карта не равна Карте и Карта не равна Территории
- Скорость изменений определяется картой человека
- Нет поражений, есть обратная связь
- Если у вас не получается, сделайте что-нибудь другое
- В основе любого поведения лежит позитивное намерение, для любого поведения существует контекст, в котором оно полезно
- Смысл коммуникации в реакции на нее
- Все ресурсы, нужные людям для изменений, у них уже есть
- Чтобы описать систему необходимо выйти за ее пределы
- Сознание и тело – части одной системы
- Весь наш жизненный опыт закодирован в нашей нервной системе
Общетеоретическая часть:
- История НЛП
- Этика и экология
- Новейшие исследования в областях разума и физиологии
- Трансформационная грамматика
Навыки:
- Калибровки(физиологических маркеров, предикатов, ЛУ, позиций восприятия, речевых паттернов времени, условий ХСР, метамодельных паттернов)
- Подстройки и ведения на разных уровнях (вербальном и невербальном) по сенсорным предикатам, по ключам глазного доступа, по логическим уровням, по речевым паттернам времени, по позициям восприятия
- Спецификации цели
- Выявления временной линии
- Полисенсорного представления информации
- Вызова и поддержания собственных ресурсных состояний
- Перевода из рамки проблемы в рамку решения
- Выбора техники под заявленный симптом
- Ассоциации и диссоциации
- Укрупнения, разукрупнения и перемещения по аналогии
- Якорения (в разных модальностях)
- Позиционных переходов
- Вербального рефрейминга (смысла и контекста)
- Разбивки состояния
- Обратного хода и технологического анализа своей работы
- Выявления вторичных выгод
Форматы и методы работы:
- Сбора информации и формулирования целей
- Описания состояний с помощью внешних показателей
- Субмодальностей
- Работы с субличностями
- Экологической проверки
- Проверки эффективности своей работы
- Обратной связи высокого качества
Модели (учитывая их применение в различных контекстах):
- Т.О.Т.Е.
- S.C.O.R.E.
- Логические Уровни
- Метамодель (Милтон-модель)
- 3-х позиционное описание
Техники (знание каждого шага с обоснованием):
- Решение коммуникативной ситуации с помощью 3-х позиционного описания
- Интеграция якорей
- Интеграция Логических Уровней
- Изменение личностной истории
- 6-ти шаговый рефрейминг
- Визуально-кинестетическая диссоциация
- Паттерн взмаха
- Визуальное сдавливание
- Быстрое лечение фобий
- S.C.O.R.E. на линии времени
- Стратегия творчества Уолта Диснея
Поощряется расширение курса тренинга НЛП-Практик за счет углубленного изучения тем и привлечения форматов, методов и моделей НЛП (системного НЛП, гипнотических практик, работы с изоморфными и гомоморфными метафорами, моделирования стратегий, практик и форматов Нового Кода, NHR и DHE). Расширение курса по содержанию должно подтверждаться и мотивироваться расширением курса по продолжительности.
Критерии и процедуры сертификации:
Под фундаментальными способностями НЛП-Практика, оцениваемыми в ходе сертификационного экзамена, мы будем понимать такие способности, как:
- установление раппорта (подстройка и ведение на разных уровнях
- ясность восприятия (калибровка, описание состояний с помощью внешних показателей, сенсорная обратная связь)
- ясность получаемого результата (ориентация на рамку решения, сбор информации и формулирование целей)
- системность мышления (многоуровневая диагностика, выбор техники под заявленный симптом)
- конгруэнтность в коммуникации (поведенческие подтверждения пресуппозиций НЛП, вызов и поддержание собственных ресурсных состояний)
- гибкость (переходы с формата на формат, переходы из модели в модель, вербальные рефрейминги, Милтон-модель)
- способность последовательно ориентироваться на ресурсы (знание шагов техник с обоснованием)
- соблюдение экологии (выявление вторичных выгод и их удовлетворение, позиционные переходы, проверка результата через эффекты)
- осознанная компетентность (обратный ход и технологический анализ своей работы, обратная связь высокого качества)
Оценка осуществляется в форме письменного теста и поведенческой проверки. Желательно ознакомление студентов с процедурой сертификации до экзамена.
Письменный тест раскрывает степень усвоения и интеграции следующего содержания: пресуппозиции, определение результата, раппорт, якорение, репрезентативные системы, метамодель (Милтон-Модель), временная линия, субмодальности, шаги техник, экология. Выбор содержания и формы письменного экзамена производится Тренером НЛП и приспосабливается к соответствующему опыту участников.
Поведенческая оценка дает возможность участникам конгруэнтно показать поведенческий уровень интеграции пресуппозиций, продемонстрировать избранные техники, в особенности идентификацию проблем, идентификацию результата, раппорт, восприятие, гибкость, сенсорную обратную связь. Выбор содержания и формы письменного экзамена производится Тренером НЛП и приспосабливается к соответствующему опыту участников.
Сертификация НЛП-Практиков требует привлечения в качестве ассистентов специалистов как минимум уровня НЛП-Мастер.
Квалификационные стандарты тренеров.
Тренер, проводящий курс НЛП-Практик Единого стандарта качества преподавания НЛП и сертифицирующий НЛП-Практиков, должен удовлетворять следующим необходимым квалификационным стандартам:
- Обладать квалификацией «Тренер курса НЛП-Практик» Единой Тренерской Программы
- Пройти стажировку в образовательном центре НЛП, поддерживающем Единый стандарт качества преподавания НЛП, и/или
- Быть заявленным в супервизионной программе Единой Тренерской Программы
- Обладание квалификацией «Тренер курса НЛП-Практик» Единой Тренерской Программы предполагает последовательное прохождение курсов НЛП-Практик и НЛП-Мастер, курсов «Тренер специализированных программ НЛП» и «Тренер курса НЛП-Практик» Единой Тренерской Программы с сертификацией.
- Желателен опыт тренера в качестве ассистента на всех упомянутых программах: НЛП-Практик, НЛП-Мастер, «Тренер специализированных программ НЛП» и «Тренер курса НЛП-Практик».
- Необходима супервизия Тренера со стороны Тренера НЛП международной категории с обязательным периодическим подтверждением своей тренерской квалификации.