Как руководить людьми в кризисной ситуации

3 декабря 2021 г.

Как руководить людьми в кризисной ситуации

Несколько лайфхаков для руководителя, которые помогут сплотить коллектив и выйти из кризиса и состояния неопределенности уверенно и без больших людских потерь

Как руководить людьми в кризисной ситуации

Представьте ситуацию: в помещении, где находится много людей, вдруг вспыхнул пожар. Кто-то растеряется и встанет столбом, кто-то закричит “Аааа! Горим!”, кто-то начнет метаться, стараясь спасти имущество от огня. Но обязательно будет человек, который скажет “Все на выход! Ориентируйтесь на указатели!”, схватит огнетушитель и начнет тушить огонь. 
Это человек и есть лидер, знакомый с управлением в период непредвиденной ситуации.

К счастью, подобных событий мало в нашей жизни, но сходство пожара с реальным кризисом все же есть. В кризисной ситуации коллектив сотрудников поверит только в сильного, харизматичного лидера, способного не только произносить красивые речи, но и внушить всем веру в успех, несмотря ни на что.

Вот несколько лайфхаков для руководителя, которые помогут сплотить коллектив и выйти из кризиса и состояния неопределенности уверенно и без больших людских потерь:

1. Главное – не пугайте людей. Фразы типа “Мы все должны работать без выходных, иначе все развалится!” должны исчезнуть из лексикона руководителя. Люди вправе знать о трудностях в компании, но при этом задача руководителя – внушить им оптимизм: “Сейчас у нас не все здорово, но если мы будем работать слаженно, негативное воздействие кризиса можно свести к минимуму”. Честность и открытость руководства будет оценена сотрудниками по-достоинству и будет работать как мотивация сохранить общее дело. 

2. Всячески демонстрируйте свою открытость: привлекайте сотрудников к мозговым штурмам при выработке антикризисных действий, старайтесь использовать потенциал каждого работника, независимо от его должности. Это развивает сопричастность процессам, происходящим в компании, внушает уверенность в том, что сотрудники решают судьбу предприятия вместе с руководством. В этом случае последующие решения руководителя будут восприниматься коллективом как общие и необходимые для дела – “ведь мы это решили вместе”.

3. Станьте примером для всех. Люди должны видеть, что вы работаете не меньше других, а не сидите, запершись в своем кабинете. Предлагайте свою помощь, оценивайте по-достоинству успехи и неудачи подчиненных, и не забывайте говорить о том, как вы цените то, что они с вами. Верность коллектива невозможно купить, ее можно только заслужить. Постарайтесь сделать так, чтобы сотрудники находили пользу для себя, исполняя приказы руководства. Иногда один маленький тактический ход может решить многое: например, не отдавайте распоряжений в стиле “Я сказал – все метнулись”, а наоборот, посоветуйтесь с подчиненным: “А как вы считаете?”, “Хотел у вас спросить: что вы думаете насчет…”. Эта схема подведет сотрудника к совершению определенных действий и создаст у него чувство незаменимости как специалиста.

4. Не бросайте слов на ветер. Потеря доверия коллектива, пугающие слухи, разобщенность и паника – это ситуация, когда руководитель сначала говорит одно, потом другое, а затем третье. Будьте честны и скажите все, как есть: “Нам нелегко. Возможно, некоторые из вас будут сокращены и уволены. Возможно, ваша заработная плата, как и моя, снизится. Если вы решите уйти, то я пойму. В любом случае я вам благодарен, что вы были с нами”. Откровенность и порядочность, факты и реальная оценка текущего состояния дел в компании будут оценены сотрудниками в полной мере.

5. Не занимайте выжидательную позицию. “Кризис экономики”, “спад производства”, “перенасыщение рынка” это, конечно, волшебные устойчивые выражения, которые позволяют оправдать любое личное бездействие. Переложить ответственность на внешние факторы проще всего, но позиция “я тут тихо посижу и оно само пройдет” не работает. Нерешительность руководства только усилит панику, создаст впечатление некомпетентности, замалчивания проблем и отсутствие контроля над ситуацией. 

6. Найдите скрытого лидера в коллективе и переманите его на свою сторону. Это нужно для формирования определенного мнения, оценок, действий коллектива. Если такой серый кардинал будет на вашей стороне, то и коллектив пойдет за вами сквозь любые преграды.

Способность нести ответственность за принятие решений не выдается каждому руководителю при поступлении на работу. Ответственность за других – качество приобретаемое, это опыт прошлых ошибок, где вариант “это не я, это сотрудники все завалили сами” даже не рассматривается. Доверие, вера в общие цели, убежденность в необходимости определенных антикризисных мер – все это повышает степень стрессоустойчивости коллектива. 

Подняться на необходимую высоту и закрепиться на выгодных позициях, повысить авторитет и подготовить стратегию выхода из кризиса можно. Именно об этом онлайн-тренинг “Управление в неопределенности. Спецкурс”, который ведут Михаил Пелехатый и Юрий Беспалов. 

Подробности тут: https://institutnlp.ru/trainings/online/upravlenie-v-neopredelyennosti-spetskurs/