Критериальное мышление. Владимир Комаров

Кроха сын к отцу пришел и спросила кроха, что такое "хорошо", а что такое "плохо"? - встраивали нам в детстве идею оценки событий. Оценка - это, конечно важно в жизни и необходимо понимать, когда поведение или событие хорошее, а когда плохое. Однако, деление мира на эти две противоположные части накладывает на человека огромнейшее ограничение и лишает возможности эффективно реагировать на происходящие события.

Критериальное мышление
Владимир Комаров



Кроха сын к отцу пришел и спросила кроха, что такое "хорошо", а что такое "плохо"? - встраивали нам в детстве идею оценки событий. Оценка - это, конечно важно в жизни и необходимо понимать, когда поведение или событие хорошее, а когда плохое. Однако, деление мира на эти две противоположные части накладывает на человека огромнейшее ограничение и лишает возможности эффективно реагировать на происходящие события. На плохое событие - один шаблон поведения, на хорошее - второй. Из-за того, что он плохо себя ведет, я не буду с ним общаться. Или, если его поведение неадекватно, стоит держаться от него подальше. Он - хороший человек, значит с ним можно дружить. И я сейчас лишь хочу указать на то, что можно мыслить более критериально и менее оценочно, а может быть и вовсе, безоценочно и не претендую на разрушение привычных убеждений. Можно не прибегать сразу к оценке действий, а сначала проследить причинно-следственные связи в поведении человека, попробовать понять, зачем человек так поступает или из-за чего, чтобы потом, это можно было использовать в своих или общих интересах. Так же, это открывает новые пути для нового, более детального и эффективного мышления.



Критериальное мышление необходимо при калибровке, чтобы замечать отличия между разными состояниями человека. Т.к. разум и тело - части единой системы, то в разных состояниях будут внешне проявляться разные мышечные паттерны. Их можно заметить при определенных навыках калибровки. В то же время, критериальное мышление, помогает увидеть сенсорные критерии, по которым эти состояния отличаются. Естественно, это дает понимание того, в чем конкретно разница и как изменить состояние, прикладывая усилия именно к этим различиям. Например, если человек радуется и у него, в это время, прямая спина и расправлены плечи, то возможно, когда человек грустит, можно будет заметить, что плечи будут опущены и спина напоминает знак вопроса. Размышляя критериально, получается два разных паттерна, у которых есть различия по двум критериям - высота плеч и линия спины. Теперь, можно менять состояния, из одного в другое, меняя эти критериальные показатели. Известно, что, если напала грусть, можно походить чуть-чуть с прямой спиной и расправленными плечами и настроение начнет меняться. То же самое работает и наоборот.



Оценка, с точки зрения процесса, даже скорее оценивание - это присваивание определенного уровня соответствия внутреннему шаблону. Т.е. когда что-то происходит или просто увидев кого-то или что-то, многие люди склонны присваивать событию или человеку некий ярлык, исходя из собственного опыта, шаблона мышления. Только вот шаблон у всех разный. И для понимания друг друга, необходимо эти шаблоны уравнивать. Или, хотя бы учитывать то, что они разные. Этого можно достичь с помощью выработки в себе критериального мышления, но сначала, нужно понять, что такое критерии.



Критерии - элемент сознательного или бессознательного процесса, согласно которому человек убеждается в соответствии или несоответствии(как дискретно, так и аналогово) двух или более объектов во внешнем мире. Невозможно сравнивать что либо, если нет критерия, по которому можно сравнивать. Сравните двух друзей или подруг. Пока у Вас нет критерия или признака, по которому их сравнивать, у Вас есть просто два образа. Как только появляется критерий, например рост (высота) - теперь можно сравнить. Один будет выше другого.



Когда критерий бессознательный, у человека может возникать чувство, что объекты чем-то похожи или различаются друг от друга, но чем, непонятно. При этом создается чувство, при котором есть уверенность в том, что есть отличия, но вот чем конкретно отличаются объекты - понять сложно. Для того, чтобы определить это, нужно приложить мысленное усилие чтобы "вытащить" критерий в сознание. Когда человеком критерий осознается, тогда точно известно, как сравнивать.



Критерий может быть не только в визуальной системе восприятия. Громкость, скорость, тон - это аудиальные критерии, с помощью которых можно сравнивать, например   речь человека. Сила, температура, площадь воздействия - кинестетические. Например, тупая боль отличается от острой по площади ощущения. Используя именно этот критерий для сравнения, мы, скорее бессознательно, определяем характер боли.



Критерии, которые можно пощупать, увидеть или услышать - это сенсорные критерии. Тот же рост людей - критерий, который можно увидеть и измерить. И если есть два человека разного роста, то один из них будет ниже и с этим вряд ли кто-то сможет поспорить) Идея того, что если излагать свои мысли так, что с ними сложно (или вообще нельзя) поспорить, потому, что они очевидны всем, заложена в основу критериального мышления.



Но бывают, также и критерии несенсорные. Это те, к которым у каждого может быть свое отношение. О них можно легко поспорить, потому, что их нельзя измерить со 100% уверенностью. А если быть точнее, то каждый будет мерить по своим меркам. Кто из известных Вам представителей противоположного пола привлекательней? Это предложение сравнить людей по критерию - привлекательность. Привлекательность - несенсорный критерий. У каждого свои "инструменты" для его измерения привлекательности. Эти "инструменты" - тоже критерии, но более низшего порядка. Например, цвет волос. Кому-то, более привлекательней будут казаться люди со светлым цветом волос. Но ведь найдутся и те, для которых светлый цвет придаст человеку меньшую привлекательность. Каждый по своему будет измерять уровень привлекательности. Но в обоих случаях, для измерения этого несенсорного критерия, будет использоваться сенсорный критерий - цвет волос, который более низшего порядка, по отношению к несенсорному. Если пойти выше, на следующий уровень, после привлекательности, то можно говорить о еще более несенсорных критериях, например, классный(ая). Что значит классный? Очень далекий от сенсорики критерий. Не увидеть, не услышать, не пощупать. Однако, ответом на этот вопрос может быть ответ: "классный(ая) - это, когда привлекательный(ая)" (сместились на один уровень вниз, ближе к сенсорике, но пока все равно не увидеть, не услышать, не пощупать). Но можно пойти дальше и спросить: "А что значит привлекательный?" "Ну, привлекательные для меня все блондины(ки)". (Сенсорика - светлый цвет волос, это уже видно!).



Таким образом, получается пирамида критериев. В основании этой пирамиды находятся сенсорные критерии. Напомню, о них сложно спорить, т.к. они очевидны каждому. Выше, уже критерии менее сенсорные.



У этих несенсорных критериев существует еще и весомость. Весомость критерия - это то, насколько сильно человек тянется к удовлетворению этого критерия. И у каждого, деление по весу разное. Т.е. для одного, например практичность (несенсорный критерий) мобильного телефона будет весомее, чем удобство использования (несенсорный) и выбор будет в пользу первого. Или один будет сильнее стремиться купить телефон с большим объемом памяти(сенсорный), чем легкий(сенсорный). Если критерий очень весомый, даже, условно говоря, тяжелый, то это уже ценность. Т.е. ценность, это значимый критерий.



И теперь, зная о критериях, можно перейти к критериальному мышлению. Критериальное мышление - процесс оценки событий или предметов опираясь на сенсорные критерии. При таком мышлении, речь человека становится более понятна другим людям. Это обосновано тем, что любые сравнения происходят на основе сенсорики, что исключает оценку по собственным внутренним шаблонам. А т.к. шаблоны у всех разные из-за разного опыта, а сенсорика для всех едина, то понимание происходит на едином уровне сенсорики. Теперь становится возможным донести свои мысли так, чтобы было понятно и невозможно было бы поспорить. Если находить аргументы на основе сенсорики, то с такими доводами не поспоришь. Что в принципе и используется, например, в судебной практике. Для понимания - самое критериальное "мышление" у компьютера. У него не существует собственных шаблонов. Если только человеком не написана программа, как например windows. Для компьютера понятна только сенсорика - либо есть ток, либо нет тока. Он понимает только 1 или 0. Например, если 0 - цвет точки на экране черный, если 1 - цвет белый.



Критериальное мышление очень тесно связано с метамоделью. А именно со сравнительными опущениями. Когда используются слова с окончанием -ее, например, более, веселее, качественнее, практичнее и т.д., эти слова подразумевают сравнение. Т.е. снова нужен критерий. И сразу напрашивается вопрос: "более, чем что?" Или "практичнее, по отношению к чему?" Так же, это такие слова, как лучше, выше, громче и т.д. В общем, люди, пользующиеся сравнительными опущениями в речи, редко уточняют критерий сравнения, а следовательно, для выяснения его, требуется задавать метамодельные вопросы.



Один из способов тренировки критериального мышления - это взять два непохожих друг на друга предмета и сравнить их сначала по несенсорным, а затем по сенсорным критериям. Но изначально, лучший способ научиться мыслить критериально - это пройти курс НЛП-Практик.

Владимир Комаров, НЛП-Мастер Института Современного НЛП