Фокусы языка. Том 2. Глава 2. Принципы Sleight of Mouth

Для того чтобы понять и эффективно применять шаблоны Sleight of Mouth, важно знать некоторые основные принципы, которые направляют экологичное и успешное использование этих шаблонов.

Глава 2: Принципы Sleight of Mouth

Для того чтобы понять и эффективно применять шаблоны Sleight of Mouth, важно знать некоторые основные принципы, которые направляют экологичное и успешное использование этих шаблонов.

Энергия следует за вниманием

Основной принцип эффективного использования Sleight of Mouth заключается в том, что «энергия течет туда, куда направлено внимание». То есть, энергия следует за вниманием. Если я направляю внимание на написание (или чтение) этих слов, основная часть моей энергии будет направлена на это. Если я перенаправлю внимание на то, что хочу написать в следующей главе, энергия последует за этим фокусом. Если я сосредоточусь на поиске орфографических или грамматических ошибок в том, что уже написал, это станет центром моего внимания и энергии.

Внимание может быть как сильно сосредоточенным, так и рассеянным. Я могу направить его на детали конкретных слов или на глобальные мечты и идеи. Я могу сосредоточиться на прошлом или будущем, на себе или других, на конкретных объектах или на пустом пространстве. Все это будет влиять на качество и уровень энергии, с которой я взаимодействую.

Слова направляют внимание — парадокс отрицания

Язык (как вербальный, так и невербальный) — один из ключевых способов, с помощью которых мы направляем внимание. Если я напишу или скажу: «Обратите внимание на буквы в этом предложении», ваше внимание, скорее всего, будет направлено на буквы, которые я использую. Если я скажу: «На этой странице много белого пространства», ваше внимание, вероятно, будет обращено именно на него. Вопросы также направляют внимание, например: «Сколько слов в этом предложении?»

Интересный парадокс языка — использование отрицания. Например, если я скажу: «Не обращайте внимание на буквы в этом абзаце», скорее всего, ваше внимание будет привлечено именно к буквам. Точно так же, если я напишу или скажу: «Не замечайте белое пространство на этой странице», вы, вероятно, сделаете обратное и обратите внимание на него.

Таким образом, язык иногда создает парадоксальный эффект. Что-то, что звучит позитивно, может вызвать негативный эффект (и наоборот). Например, фраза «Никогда не сомневайся в себе» может на самом деле вызвать сомнения. Формулировка конкретного утверждения убеждения определяет, куда будет направлено внимание и, следовательно, энергия. Изменение направления внимания и энергии — одна из основных целей различных шаблонов Sleight of Mouth. Это и есть сущность «переформулировки» (reframing).

Язык задает рамки и «переформулирует» наш опыт

Слова не только представляют наш опыт, но и часто «задают рамки» нашему опыту. Язык структурирует наш опыт, выводя одни его аспекты на передний план внимания, оставляя другие в фоновом режиме. Рамки сильно влияют на то, как конкретные события и переживания интерпретируются и на них реагируют, потому что они «пунктуируют» этот опыт и направляют внимание.

Память, например, может казаться всепоглощающим событием, если воспринимать ее в краткосрочной перспективе — в рамках пяти минут, окружающих это событие. Тот же болезненный опыт может показаться незначительным, если его рассматривать в контексте всей жизни человека. Если смотреть на травматическое переживание через призму прошлого, оно может казаться незаживающей раной. Если же фокусироваться на настоящем и будущем, оно может превратиться в важный урок, изменяющий жизнь. 

Переформулировка (reframing) заключается в использовании языка для изменения нашего восприятия события таким образом, чтобы в фокусе оказывались потенциальные ресурсы, выборы и возможности.

Рамка результата против рамки проблемы

Одна из важнейших рамок, применяемых при эффективном использовании Sleight of Mouth, — это «рамка результата». Основной акцент рамки результата делается на установке и поддержании фокуса и внимания на цели или желаемом состоянии. Установление рамки результата предполагает сохранение конкретной цели или желаемого состояния в фокусе, даже при решении возникающих препятствий и вызовов.

Рамка результата противопоставляется рамке проблемы. Рамка проблемы ставит акцент на том, что «не так» или что «нежелательно», в отличие от того, что желаемо. Рамка проблемы ведет к сосредоточению на том, что идет не так или не работает. Напротив, рамка результата фокусируется на желаемых результатах и эффектах, а также на ресурсах, необходимых для их достижения. Таким образом, рамка результата ориентируется на решение и позитивные возможности в будущем, в то время как рамка проблемы сосредотачивается на том, что не работает, почему это не работает и кто в этом виноват.

Примеры вопросов для рамки проблемы:

• Чего нужно избежать?
• Почему это проблема?
• Что ее вызвало?
• Чья это вина?

Примеры вопросов для рамки результата:

• Чего вы хотите?
• Как вы можете это получить?
• Какие ресурсы доступны?

Когда убеждение выражено в рамке проблемы, это один из первых и наиболее важных индикаторов того, что оно, скорее всего, является или станет ограничивающим убеждением или “вирусом мысли”. Ключевая цель Sleight of Mouth заключается в том, чтобы “переформулировать” такое утверждение, выведя желаемый результат на первый план.

С точки зрения Sleight of Mouth, все проблемы предполагают наличие желаемых результатов. Если кто-то говорит: «Моя проблема в том, что я боюсь неудачи», можно предположить, что существует скрытая цель — “Быть уверенным в том, что я добьюсь успеха”. Точно так же, если проблема заключается в том, что «Что бы я ни делал, я никогда не получу достаточно», можно предположить, что цель — “Добиться того, что я хочу и в чем нуждаюсь, через свои действия”.

Люди часто непреднамеренно и неосознанно формулируют свои цели в негативной форме, например: «Я хочу избежать смущения», «Я хочу бросить курить», «Я хочу избавиться от этого препятствия» и т.д. Такой подход возвращает внимание к проблеме и, парадоксальным образом, усиливает её. Например, мысль «Я хочу перестать так бояться» фактически содержит в себе скрытый посыл “бояться” как часть самой мысли.

Переход к рамке результата включает вопросы: «Чего вы хотите?» или «Если бы вы не боялись, что бы вы чувствовали вместо этого?»

Сила рамки результата

Знаменитая речь Мартина Лютера Кинга-младшего «У меня есть мечта» является мощным примером применения рамки результата для создания изменений.

“Сегодня я говорю вам, мои друзья, что, несмотря на трудности и разочарования этого момента, у меня все еще есть мечта. Это мечта, глубоко укорененная в американской мечте. Я мечтаю о том дне, когда эта нация воспрянет и исполнит истинное значение своего кредо: «Мы считаем эти истины самоочевидными: что все люди созданы равными». Я мечтаю о том дне, когда на красных холмах Джорджии сыновья бывших рабов и сыновья бывших рабовладельцев смогут сесть за один стол братства. Я мечтаю о том дне, когда даже штат Миссисипи, пустынный штат, изнывающий от жара несправедливости и угнетения, превратится в оазис свободы и справедливости.”

У меня есть мечта, что мои четверо маленьких детей однажды будут жить в стране, где их будут судить не по цвету кожи, а по содержанию их характера.

В то время как Кинг явно называет «трудности и разочарования» несправедливости и угнетения, он постоянно возвращает внимание к желаемому состоянию равенства, братства, свободы и справедливости. Это мощный вид формирования и переосмысления, который запустил значительное социальное движение. В своей речи Кинг продолжает, заявляя, что, сосредоточившись на этом, «мы сможем работать вместе, молиться вместе, бороться вместе, сидеть в тюрьме вместе, стоять за свободу вместе, зная, что однажды мы будем свободны».

Это иллюстрирует силу рамки результата. Внимание и энергия не поглощаются препятствиями и проблемами. Это помогает ставить трудности в перспективу и делает борьбу стоящей усилий. Важно отметить, что язык Кинга включает в себя некоторые другие паттерны, которые мы рассмотрим позже в этой книге, — в частности использование аналогий, таких как «стол братства», «пустынный штат, изнывающий от жара несправедливости» и «оазис свободы». Как мы увидим, этот выбор слов способен активировать нервную систему и вызвать переживания, выходящие далеко за рамки буквального смысла слов Кинга.

Также важно, что результат, на котором Кинг акцентирует внимание, находится на уровне цели. Речь идет о месте слушателя в более широкой системе, частью которой он является, — установление того, для кого и для чего будет направляться внимание и энергия. Примечательно, что в конце речи Кинг говорит:

Когда мы позволим свободе звонить, когда мы позволим ей звонить в каждом селении и каждом городке, в каждом штате и каждом городе, мы сможем ускорить тот день, когда все дети Божьи, черные люди и белые люди, евреи и язычники, протестанты и католики, смогут взяться за руки и петь слова старого негритянского спиричуэла: „Наконец-то свободны! Наконец-то свободны! Благодарю тебя, Господи всемогущий, мы наконец-то свободны!”

Другой важный индикатор, который отличает укрепляющие убеждения от потенциально ограничивающих, — это степень включенности или исключенности, подразумеваемая убеждениями. Кинг говорит о «всех детях Божьих». Гитлер, напротив, включал только «арийскую расу». Важно прислушиваться к разделяющему языку «мы против них», поскольку это ключевая часть распознавания “вируса мысли” в Sleight of Mouth.

Холоны и Холархии

Это подводит нас к еще одному важному принципу эффективного использования Sleight of Mouth, связанному с понятиями «холоны» и «холархии».

Термин холон относится к сущностям, которые сами по себе целостны, одновременно являясь частью больших целых и состоя из более мелких целых. Например, мы, как люди, являемся целостными и независимыми личностями сами по себе. В то же время мы являемся частью последовательно более крупных систем, которые включают нас, но также и выходят за наши пределы. Мы также состоим из более мелких целых. В частности, мы состоим из целых атомов (которые сами состоят из субатомных частиц), которые образуют целые молекулы, которые, в свою очередь, создают целые клетки, которые объединяются, чтобы сформировать целые органы и целую взаимосвязанную нервную систему, из которой формируется наше тело. Мы, в свою очередь, являемся частью постепенно увеличивающихся целых: семьи, профессионального сообщества, всей системы живых существ на этой планете и, в конечном счете, всей Вселенной. Это создает своего рода холархию, состоящую из различных уровней целых систем.

Такие холархии также применимы к нашему психологическому устройству так же, как и к нашей физической реальности. Важный принцип применения Sleight of Mouth заключается в том, что любое убеждение, которое сосредотачивается на пользе одной части холархии, к которой мы принадлежим, в ущерб другой части, будет по своей природе проблематичным. Ограничивающие убеждения и “вирусы мысли” имеют тенденцию исключать или даже пытаться устранить важные части холархий, к которым они относятся. Это создает предсказуемые и неизбежные проблемы.

Навыки распознавания и выявления такого типа языка являются важными для правильного и экологичного применения Sleight of Mouth.

Мы являемся частью все более крупных целых: семьи, профессионального сообщества, всей системы живых существ на этой планете и, в конечном счете, всей Вселенной.

Языковые уровни изменений

Хотя, как мы установили в предыдущей главе, паттерны Sleight of Mouth действуют на уровне убеждений, эти убеждения могут касаться любого другого уровня. У нас могут быть убеждения относительно нашего окружения, поведения, способностей, идентичности или цели. Мы можем даже иметь убеждения о самих убеждениях. Убеждения, касающиеся идентичности, могут быть особенно значимыми.

При размышлении о формулировке конкретного утверждения убеждения важно распознавать типы слов, которые привлекают внимание, а значит, и энергию, к определенному уровню изменений.

• Идентичность связана с языком, таким как: «Я являюсь…», «Он/Она является…», «Вы являетесь…», «Они являются…».
• Язык на уровне убеждений часто выражается в виде суждений, правил и причинно-следственных связей, например: «если… то…», «вы должны…», «мы обязаны…».
• Уровень способностей указывает на такие слова, как «знать», «как», «я умею», «думать» и т. д.
• Язык на поведенческом уровне относится к конкретным действиям, например, «делать», «действовать», «идти», «говорить» и т. д.
• Язык на уровне окружения относится к конкретным наблюдаемым особенностям или деталям внешнего контекста, например, «белая бумага», «высокие стены», «большая комната» и т. д.
Рассмотрим следующие группы утверждений убеждений и как каждое из них направляет внимание на различные уровни изменений:
• Идентичность: «Ты глупый/имеешь проблемы с обучением».
• Убеждение: «Если ты не можешь хорошо писать, ты не можешь преуспеть в школе».
• Способности: «Ты не очень хорош в правописании».
• Поведение: «Ты плохо справился с этим тестом».
• Окружение: «Шум в комнате затрудняет сдачу тестов».
Рассмотрим еще один пример:
• Идентичность: «Я здоровый человек».
• Убеждение: «Если я здоров, я могу помочь другим».
• Способности: «Я знаю, как влиять на свое здоровье».
• Поведение: «Я регулярно предпринимаю действия для улучшения своего здоровья».
• Окружение: «Лекарства помогли мне выздороветь».

Важно добавить, что язык, отражающий цель и идентичность, часто является символическим или метафорическим, например, «Я как маяк», «Он горький человек», «Она как солнечный свет». Парадоксально, но люди фактически раскрывают меньше о себе и своей цели, давая точные описания на основе сенсорного восприятия, чем говоря символами и аналогиями. Например, если я опишу себя как «белый мужчина, который носит черную кожаную куртку, сидит на деревянном стуле, печатает на ноутбуке с недавно подстриженными ногтями», я раскрою очень мало о «мне» или моей цели. Если же я опишу себя как «первопроходец, который любит исследовать новые территории и прокладывать тропы для других», это не будет «буквально» точным, но скажет гораздо больше о том, кто я и что меня мотивирует.

Внимание также может быть привлечено к различным уровням изменений через невербальные «мета-сообщения». Например, рассмотрим разницу в смысловых оттенках следующих сообщений:

• «Ты не должен это делать здесь».
• «Ты не должен это делать здесь».
• «Ты не должен это делать здесь».
• «Ты не должен это делать здесь».
• «Ты не должен это делать здесь».

Слова в предложениях одинаковы, но, в зависимости от акцента на том или ином слове (или интонации при устной речи), сообщение приобретает разные значения, связанные с конкретным уровнем акцента:

• Ты (идентичность) не должен (убеждения/ценности) делать (способности) это (поведение) здесь (окружение).

Эти мета-сообщения определяют, на каком уровне сообщение будет получено и истолковано. Например, если авторитетная фигура скажет: «Ты не соблюдал правила», это, скорее всего, будет воспринято как сообщение на уровне идентичности. Если же тот же человек скажет: «Ты не соблюдал правила», то акцент будет смещен с индивидуальной идентичности на уровень поведения.

Фильтрация отрицательных суждений об идентичности

Отрицательные суждения об идентичности, касающиеся себя или других, являются еще одним значимым источником и индикатором ограничивающих убеждений и «вирусов мыслей». Такие суждения часто являются результатом интерпретации конкретного поведения или неспособности достичь определенных поведенческих результатов как заявления о характере или идентичности. Перевод негативного суждения об идентичности в рамку результата или возвращение его к утверждению о поведении или способностях человека может значительно уменьшить его умственное и эмоциональное воздействие.

Пример: человек, борющийся с серьезной болезнью, может развить убеждение на уровне идентичности, такое как «Я жертва». Обратите внимание, что это утверждение сформулировано в проблемной рамке и на уровне идентичности. Полезное переосмысление может быть следующим: «Важно получить поддержку, чтобы ты мог встретить свои симптомы всеми своими ресурсами». Это смещает внимание обратно к рамке результата и перемещает его на уровни поведения и способностей. Это может помочь человеку изменить его отношение к болезни, открыть для себя другие возможности и увидеть себя участником процесса исцеления.

Похожие переосмысления можно применить к утверждению, такому как «Я неудачник». Ответ может быть: «Полагаю, тебе нужно научиться еще многому, чтобы освоить все необходимые элементы для успеха». Опять же, это возвращает ограничивающее суждение на уровне идентичности в более продуктивную и разрешимую рамку.

Балансирование между эго и душой

Наша идентичность и чувство цели можно рассматривать как состоящие из двух взаимодополняющих аспектов: то, что можно назвать нашим «эго» и нашей «душой». Наше эго связано с тем, что мы — уникальное и отдельное целое. Таким образом, эго ориентировано на такие вещи, как личная безопасность и защита, одобрение, контроль, достижения и личная выгода. На уровне идентичности эго связано с нашими социальными ролями и тем, кем, по нашему мнению, мы должны быть или кем нужно стать, чтобы достичь этих целей. На уровне цели наше эго ориентировано на выживание, признание и наши личные амбиции.

Душа, с другой стороны, связана с тем фактом, что мы одновременно являемся частью большего целого. Душу можно рассматривать как уникальную жизненную силу, сущность или энергию, с которой мы приходим в этот мир и которая выражается вовне в холон, частью которого мы являемся. Таким образом, душа больше сосредоточена на таких мотивациях, как служение, вклад, связь, забота и сотрудничество. На уровне идентичности душа относится к нашей миссии и уникальным дарам, которые мы приносим в мир. На уровне цели душа ориентирована на наше видение того, что мы хотим создать в мире через себя, но за пределами нас самих, как это было в речи Мартина Лютера Кинга «У меня есть мечта».

Поддержание баланса между эго и душой является еще одним ключевым принципом для эффективного и экологичного использования Sleight of Mouth. Некоторые убеждения делают акцент на эго в ущерб душе, создавая изоляцию и нарциссизм. Другие принижают или даже демонизируют эго, что приводит к отсутствию самозаботы и эмоциональному выгоранию. Важно понимать, что ни инфляция эго, ни его девальвация не являются устойчивыми или продуктивными. Поддержание здорового и динамичного баланса между эго и душой и выявление убеждений, которые этому угрожают, является ключом к правильному применению паттернов Sleight of Mouth.

Резонанс

Как я указывал в предыдущей главе, убеждения — это «нейролингвистические программы». Язык — важная часть убеждений, но именно «нейро» придает словам их силу. Эффективность и успех любого вмешательства с помощью Sleight of Mouth будет зависеть от того, насколько сильный резонанс оно вызывает в нервной системе, особенно в трех центрах убеждений: голове, сердце и желудке. Вы можете сказать, по вашему мнению, самое креативное и остроумное замечание, но если оно не вызовет резонанса у слушателя (или у вас), это будут всего лишь «слова».

Происхождение слова «резонанс» — от латинского resonantia, что означает «эхо» или буквально «отклик». Это тип взаимного влияния между системами или объектами, которые особенно настроены друг на друга. Например, если у вас есть две гитары, настроенные одинаково, и вы дернете струну на одной из гитар, соответствующая струна на другой начнет вибрировать, даже если ее не касаться. Точно такой же резонанс может происходить между соответствующими нотами на пианино, камертоне и т. д.

Резонанс — это хорошая аналогия для того, что я имею в виду под резонансом в контексте Sleight of Mouth. Слова, которые мы используем, подобны различным инструментам. Наша нервная система — это струны пианино. Разные слова будут вызывать резонанс с разными «струнами». Некоторые из них вызывают больший резонанс, другие — меньше. Мы ощущаем воздействие некоторых слов только в голове. Другие касаются нашего сердца или желудка, или вызывают у нас «мурашки по коже».

Резонанс и убеждение

Великий греческий философ Аристотель определил три основных средства убеждения:

1. Обращение к разуму (логос),
2. Обращение к эмоциям (патос),
3. Обращение к характеру говорящего (этос).

С точки зрения Sleight of Mouth, «разум» (или «логос») относится к уровню умственных способностей; «патос» или эмоции, как правило, находятся на уровне ценностей; и «характер» относится к уровню идентичности. Все три уровня важны для эффективного использования Sleight of Mouth.

Резонанс на уровне идентичности становится особенно значимым, когда для поддержки убеждения мало доступной информации или данных. 

Как указывает Аристотель:

Убеждение достигается за счет личного характера говорящего, когда речь произносится таким образом, что мы начинаем считать говорящего заслуживающим доверия. Мы верим хорошим людям более полно и более охотно, чем другим: это справедливо в общем случае, и особенно там, где невозможно достичь точной определенности и мнения разделены.

Когда мы используем паттерны Sleight of Mouth, наша цель — быть убедительными, а не воинственными, что вызывает диссонанс.

Психологически термин «резонанс» используется для описания «комплекса внутренних процессов тела, которые происходят в эмоциональных состояниях, таких как раппорт или эмпатия». Следовательно, степень резонанса, который человек испытает по отношению к нашим словам, скорее всего, увеличится, если мы установим хороший раппорт с этим человеком.

Раппорт

Люди обычно испытывают больший раппорт с теми, кто разделяет схожие чувства и идеи. Использование ключевых слов, часто используемых конкретным человеком, является способом создания ощущения сходства и, следовательно, усиления раппорта. Зеркаление их невербальной коммуникации также может значительно усилить их ощущение раппорта, потому что они будут воспринимать вас как «похожего на них».

Некоторые способы невербально «зеркалить» или подстраиваться под людей включают принятие похожей позы тела, использование аналогичных интонационных моделей и выражений лица и т. д. Когда люди взаимодействуют и начинают естественным образом устанавливать раппорт друг с другом, часто происходит сопоставление некоторых поведенческих характеристик. Они начнут сидеть в похожих позах, говорить с похожей скоростью и тоном и даже воспроизводить похожие жесты. Этот процесс называется «пейсинг» в НЛП.

Пейсинг и лидирование

Пейсинг — это процесс наблюдения и обратной связи на основе ключевых вербальных и невербальных сигналов другого человека, чтобы укрепить резонанс и раппорт. Это требует гибкости, чтобы улавливать и включать в свою речь и действия словарный запас и поведение других людей. Например, один из способов развития раппорта — это активное слушание и использование похожих фраз. Если кто-то говорит: «Я чувствую, что нам нужно глубже изучить этот вопрос», вы можете ответить: «Да, я понимаю, что у вас есть чувство, что нам нужно это исследовать».

Помимо подстраивания под ключевые слова, вы можете подстраиваться под тон голоса, темп речи и физическую позу. Лидирование включает в себя попытку побудить другого человека изменить, дополнить или обогатить его мысли или поведение. Мы можем лидировать, предлагая другие слова, идеи или действия. Мы также можем лидировать, изменяя собственные действия.

Основная идея пейсинга и лидирования состоит в том, чтобы постепенно вводить человека в изменения в его поведении или мировоззрении, сначала подстраиваясь и признавая его текущую точку зрения, а затем расширяя его модель мира. Например, когда людям представляют что-то новое, лучше начинать с чего-то знакомого, а затем переходить к новому. Пейсинг перед лидированием — это очень важный принцип для убедительного использования Sleight of Mouth.

Хороший пример силы пейсинга перед лидированием можно привести из семинара по продажам для группы телемаркетинга. Один клиент, с которым никто не мог заключить сделку, говорил очень м…е…д…л…е…н…н…о. Однако он был президентом крупной компании, которая могла стать важным клиентом. Люди звонили ему и говорили: «Здравствуйте, сэр, я знаю, что вы очень занятой человек, если я могу просто занять минуту вашего времени», говоря примерно в два раза быстрее, чем он. Но это не соответствовало его стилю мышления или восприятия.

Лидирование через пейсинг

Для улучшения навыков общения члену группы было предложено позвонить этому человеку и сказать: «Здравствуйте… (очень медленно) … Я представляю компанию XXX… и мне очень хотелось бы, чтобы у нас было время… поговорить с вами… когда у вас действительно будет время… подумать о наших продуктах… Я знаю, что для вас очень важно… выделить время и тщательно все обдумать… Когда мы могли бы созвониться, чтобы вы смогли комфортно и подробно обсудить это?» Вместо фразы «Я займу только минуту» член группы сказал: «Когда я могу позвонить вам, чтобы у вас было достаточно времени обдумать это спокойно и вдумчиво?»

Президент компании почувствовал себя настолько комфортно с этим подходом, что назначил встречу, и телемаркетинговая группа в итоге получила клиента. Как показывает этот пример, один из важнейших результатов пейсинга — это установление раппорта. Когда люди знают, что вы можете думать так же, как они, и учитывать их точку зрения, они становятся намного менее сопротивляющимися новым идеям.

Примеров пейсинга и лидирования очень много, и это помогает не только в бизнесе, но и в межличностных отношениях, когда важно гармонично взаимодействовать с собеседником.

Вторая позиция

Резонанс, раппорт и пейсинг значительно облегчаются и усиливаются, когда мы можем войти в разум и опыт другого человека, поставив себя на его место. Это то, что в НЛП называется «второй позицией». («Первая позиция» — это наша собственная точка зрения.) Вторая позиция предполагает, что вы принимаете точку зрения другого человека в конкретной ситуации или взаимодействии. Из второй позиции вы видите, слышите и чувствуете взаимодействие с точки зрения другого человека, то есть «быть в его/ее шкуре», «пройти милю в его/ее ботинках», «сесть по другую сторону стола» и т.д.

Вы можете использовать вторую позицию на разных уровнях через серию мысленных экспериментов. Вы можете представить себя в окружении другого человека. Вы можете представить себе, как он ведет себя и действует. Вы можете попрактиковаться в том, как он думает. Особенно важно для Sleight of Mouth — это возможность примерить на себя их убеждения и ценности, чтобы понять, как это выглядит. Вы даже можете исследовать, что бы это было — быть этим человеком и иметь его ощущение цели.

Ценность второй позиции при использовании паттернов Sleight of Mouth заключается в том, что она дает вам более глубокое понимание человека и улучшает вашу интуицию относительно того, какие паттерны Sleight of Mouth будут наиболее эффективными. Это также помогает обеспечить экологичное использование этих паттернов, создавая большее понимание и эмпатию.

Резюме

При использовании паттернов Sleight of Mouth важно помнить все эти принципы:

• Энергия следует за вниманием.
• Слова направляют внимание — парадокс отрицания.
• Язык задает рамки и «переформулирует» наш опыт — рамка результата против рамки проблемы.
• Холоны и холархии.
• Языковые уровни изменений.
• Фильтрация негативных суждений об идентичности.
• Балансирование эго и души.
• Создание резонанса.
• Продвижение раппорта.
• Пейсинг и лидирование.
• Переход во вторую позицию.

Эти принципы значительно улучшат ваш положительный эффект и позволят легче апеллировать к эмоциям (патос) и характеру (этос), а также к разуму (логос). Я буду обращаться к ним на протяжении всей книги и приведу больше примеров того, как они поддерживают применение Sleight of Mouth для создания позитивных и экологичных изменений.


Глава 3: Навыки «Ловкости языка»