Автор: Михаил Антончик, тренер Института Современного НЛП
Критика - это неотъемлемый элемент жизни любого человека, если только он не живет в лесу. Критика может быть созидательной, разрушительной и обидной.
Давайте разберемся, как сделать критику созидательной и полезной.
Все живые организмы на земле, существуют и выживают благодаря восприятию обратной связи.
Наступает рассвет, и цветы распускаются, открывая свои лепестки лучам солнца и давая возможность пчелам заниматься опылением.
Солнце заходит, и они прячутся от холода и ночных охотников.
Медведь пробует забраться на тонкое дерево, оно ломается и он падает, получив обратную связь в отношении того, какие деревья его не выдерживают.
Обратная связь – это проводник, указывающий нам дорогу по жизни.
Люди, в отношении работы с обратной связью, преуспели еще больше.
Мы научились корректировать поведение человека с помощью речи, наблюдая за ним со стороны, или участвуя в совместной деятельности.
Такая обратная связь стала естественным элементом процесса обучения, когда учитель наблюдает за учеником и подсказывает ему, что он сделал верно, а что нет.
Более того, она перетекла в бытовые контексты и стала естественным элементом нашего общения.
Мы высказываем обратную связь любимым, детям, родственникам, друзьям, коллегам по работе, а иногда и незнакомым людям на улице или в транспорте.
Мотивацией для этого, является сравнение нашего представления о правильном и эффективном поведении, с тем, что делает другой человек. И чаще всего, без того, чтобы он об этом просил.
Вот идиот, он что не понимает, что так неправильно? Дайка я ему это выскажу. Карта ведь – территория! Моя карта, конечно же.
Мы даже научились сигналить своим клаксоном, поясняя неопытному водителю, кто он такой, или крутить указательным пальцем у виска человеку, который ведет себя странно.
Нет, я не говорю что во всех этих ситуациях, наша обратная связь бесполезна.
Вопрос в другом.
Если встать в позицию человека, принимающего обратную связь, то можно однозначно разделить обратную связь на две категории.
Первая – мне намекают, что я идиот, а он умный.
Вторая – возможно, мне сейчас говорят что-то полезное.
И вот, создатели НЛП решили исследовать, как же давать обратную связь так, чтобы вероятность положительной реакции была максимальной.
Обратите внимание, я не говорю о гарантиях, я говорю о максимальной вероятности.
Таким образом, появился формат ОСВК – обратная связь высокого качества.
Начните подходить к критике как к системе правил.
В формате ОСВК есть несколько рамок и определенная последовательность шагов.
Рамка – это то, что ограничивает нас от выхода за определенные правила, или удерживает нас в следовании определенному правилу в течение всего процесса.
Первая рамка – это раппорт.
Не стоит думать, что если сидите с человеком в одинаковых позах, стали говорить с ним в том же темпе – вот тебе раппорт. В данном случае, раппорт должен быть таким, чтобы при переходе к обратной связи, он сохранился.
Например, человек учится играть на музыкальном инструменте. Он сыграл вам фрагмент и доволен как слон своим уровнем мастерства. Но вы услышали две фальшивые ноты. Вы мило беседуете о Моцарте и Бахе, и плавно так сообщаете – кстати, я тут у тебя пару фальшивых нот услышал.
И человек отклоняется назад, на лице появляется презрение или обида или злость.
Ясное дело, что раппорт нарушился.
Потому, для его поддержания и усиления мы используем первый шаг.
Мы хвалим человека за поведение, которое с нашей точки зрения было сделано хорошо.
Что интересно, тут появляется вторая рамка – детальность и сенсорика в речи.
Надо указать на конкретику того, что вам понравилось и не жалеть на это времени и слов.
Ты очень хорошо выдержал темп в игре. В прошлый раз, ты то ускорялся, то замедлялся в некоторых местах произведения. Сейчас все стабильно и ровно. Мне очень понравилось.
Это усиливает раппорт и дает человеку знать, что вы не настроены на него критично и стараетесь быть полезным и объективным. Когда мы детально даем обратную связь, у человека появляется информация о том что надо сохранить как есть, а что изменить.
Если мы скажем – все было здорово, но кое-где надо еще поработать – это не даст никакой полезной информации.
Затем, мы делаем второй шаг – предлагаем ему самому найти слабые места в своем поведении. Ведь есть вероятность, что он и сам знает о тех двух нотах, которые вы услышали.
Мы ведь не преследуем цель, вызвать первую реакцию, показав свой ум и мастерство. Мы хотим помочь человеку делать что-либо лучше. И нам без разницы, какую именно роль в этом процессе сыграем мы.
Скажи, если ты, конечно, хочешь продолжить этот разговор…
Стоп. Вот тут еще один важный момент. Мы продолжаем интересоваться, сохраняется ли раппорт, когда мы переходим к идее корректировки. Если он скажет, нет – мы не станем продолжать, потому что без раппорта любая попытка обучить человека, расширить его карту – бесполезна, а иногда и вредна.
В некоторых случаях мы вообще, отказываемся оттого, чтобы давать ОСВК сразу после того, как человек что-то сделал.
Опытные спортивные тренеры, в перерыве важной игры, не занимаются разбором ошибок, потому что сейчас это не изменит человека и ситуацию, а только ухудшит его настроение и игру. Когда женщина что-то долго готовила, а вы почувствовали что соли чуть больше, у нее, скорее всего, испортится настроение после вашей попытки дать ОСВК, и когда вы ляжете в постель, заболит голова.
Конечно, пониманию этих случаев, нас учит опыт, давая нам обратную связь, в конкретных контекстах, с конкретными людьми.
Итак.
Скажи, если ты, конечно, хочешь продолжить этот разговор, а что ты сам в исполнении этого произведения хотел бы улучшить?
И слушаем человека, иногда кивая и говоря – угу.
Тут появляется третья рамка – обратная связь полезна на уровне поведения и стратегий.
Мы не позволяем ни себе, ни ему говорить на уровне личностного своеобразия или оценочных суждений.
Если он скажет – да как-то по-дурацки я сыграл – мы его остановим.
Погоди, ничего не по-дурацки. Дураки, они и играть не умеют и учиться.
Ты скажи, что конкретно ты бы хотел сделать лучше в следующий раз, тогда у тебя появится шанс добиться этого.
Ну и сами не позволяем себе говорить – ты, конечно, пока голимо играешь, но ты тренируйся.
Это абсолютно бесполезная информация, которая разрушает раппорт, обижает человека и закрывает от обратной связи.
После того как он высказался, мы переходим к третьему шагу и снова интересуемся – хотел бы ты услышать и мое мнение о том, что можно улучшить?
Обратите внимание, не ИСПРАВИТЬ, а УЛУЧШИТЬ.
Большинство людей не любят делать ошибок, а некоторые даже бояться. Поэтому мы используем такую хитрость. Если мы говорим исправить, значит - была ошибка. Если говорим улучшить, то намекаем, что все было и так неплохо, но можно еще лучше.
И в случае положительного ответа, находясь в рамке деталей и говоря о поведении, указываем на ту одну ноту, которую он сам не услышал. Приводя, при этом пример того, какая вместо нее должна быть нота.
Начните использовать этот подход к критике, и люди будут вам благодарны.
ОСВК.
Мы все время действуем, допуская, что карта не территория.
Это значит, что при всей, казалось бы, очевидности ситуации, мы можем ошибаться в своих оценках действий другого человека.
Рамки:
1 Раппорт и готовность человека принимать обратную связь
2 Максимально детальное и сенсорное описание
3 На уровне поведения и стратегий
Шаги:
1 Похвалить за то, что сделал хорошо
2 Предложить ему первому сказать о том, что можно сделать лучше
3 Предложить свое мнение о том, что можно улучшить, сопровождая примерами
Я знаю, что вам может показаться это долгим и нудным. Но только так, мы можем надеяться на то, что человек изменится.
И еще, из своего большого опыта скажу. Реже всего люди, узнающие о формате ОСВК, используют его с близкими людьми. Им кажется, что это свой, с ним и так раппорт, он и так внимательно слушает. Но это не так. Попробуйте, и вы удивитесь, как быстро начнут меняться люди вокруг вас, насколько меньше станет в вашей жизни ссор и обид, и как изменится их обратная связь в ваш адрес.
Я знаю, что вам будет трудно. Но верю, что вы справитесь, и результаты вас удивят.